Эксперт ТПП РФ рассказал о противодействии коррупции в организациях

О профилактических мерах и практики реализации организациями требований антикоррупционного законодательства рассказал председатель Совета ТПП РФ по развитию антикоррупционного комплаенса и деловой этики Александр Русецкий.

Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» с момента его принятия и государственная антикоррупционная политика на начальном этапе «идентифицировали» коррупционные проявления исключительно в деятельности публичных органов и должностных лиц. Лишь с января 2013 года вступила в силу статья 13.3 Закона о противодействии коррупции, «вовлекающая» в процесс противодействия коррупции организации, независимо от их организационно-правовых форм, юридической природы собственности и отраслевой принадлежности.

Часть 1 статьи 13.3 Закона о противодействии коррупции представляет собой четкую правовую конструкцию и носит категорический характер, обусловленный невозможностью отступления субъектов правоотношений от нормативно-правового веления, формулируя единственно возможный вариант поведения организации – разработать и принять меры по предупреждению коррупции.

Одновременно часть 2 этой же статьи содержит перечень возможных вариантов мер по предупреждению коррупции, предоставляя организациям право самостоятельно определять вектор реализации требований части 1 рассматриваемой статьи.

Вместе с тем, на стадии правоприменения, как у самих организаций, так и прокуроров, осуществляющих надзор за исполнением организациями антикоррупционного законодательства, имеется неопределенность относительно необходимого и достаточного набора принятых мер, приведенных в части 2 статьи 13.3 Закона о противодействии коррупции. Конструкция нормы не дает понимания, в случае реализации каких из перечисленных мер требование части 1 организацией считается исполненным.

По моему мнению, правоприменительная практика свидетельствует о том, что полноценную систему противодействия коррупции чаще всего способны построить лишь крупные участники российского рынка. Внедрение и содержание антикоррупционной системы в любой организации достаточно затратное мероприятие, реализуемое в случае безусловной поддержки со стороны руководства организации, обусловленной, прежде всего, пониманием потенциальных коррупционных рисков и негативных последствий для организации.

В сложившихся условиях корпорации и крупные коммерческие организации в целях предупреждения коррупции активно применяют инструменты в виде национальных отраслевых и межотраслевых правил и стандартов, фактически играющих роль саморегулируемых организаций и оценивающих эффективность системы управления противодействием коррупции в организациях.

К их числу можно отнести Антикоррупционную хартию российского бизнеса, направленную на внедрение в сферу бизнеса антикоррупционных стандартов, процедур внутреннего контроля, этических норм и процедур антикоррупционного комплаенса.

Считаю, что в создавшихся условиях назрела необходимость вмешательства государственного регулятора в целях законодательного определения четких, простых и, безусловно, не требующие финансовых затрат, общеобязательных элементов системы управления противодействия коррупции в организациях. При этом должно быть учтено немало факторов и критериев установления в организациях на основе риск-ориентированного подхода обязательных антикоррупционных требований.

Источник: kapital-rus.ru