Проблемы и перспективы развития автомобильного и внутреннего водного транспорта

В режиме ВКС прошло расширенное заседание Комитета ТПП РФ  по транспорту и экспедированию и Президиума Союза транспортников России (СТР). В заседании приняли участие статс-секретарь – первый заместитель министра транспорта РФ Дмитрий Зверев, председатель Комитета ГД по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Евгений Москвичев, председатель Комитета ТПП РФ  по транспорту и экспедированию Виталий Ефимов, председатель президиума Союза транспортников России Борис Лёвин, генеральный директор Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Андрей Курушин, президент Российского автотранспортного союза Олег Старовойтов, президент Российской палаты судоходства Алексей Клявин, президент Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта Александр Зайцев, президент Российской ассоциации экспедиторских и логистических компаний Ольга Мельникова.

Во вступительном слове Виталий Ефимов отметил важность скоординированной работы и тесного взаимодействия экспертного сообщества с министерством транспорта в вопросах совершенствования и развития законодательной  базы, позволяющей эффективно реализовывать задачи  Транспортной стратегии на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года. Также он отметил необходимость перенесения акцента в этой работе с обсуждения проблемы на реализацию конкретных механизмов ее решения. С этой целью Виталий Ефимов  предложил ТПП РФ, Минтрансу России, СТР провести во втором квартале 2022 года круглый стол по выработке практических подходов к реализации Транспортной стратегии. Виталий Ефимов призвал обратить более пристальное внимание участников заседания к вопросам цифровизации транспортной отрасли, которая может способствовать ее развитию, а при необдуманных решениях может и создавать административные барьеры для предпринимателей. В качестве неконструктивного решения, принятого  министерством, он привел пример с оформлением специальных разрешений на перевозку опасных грузов только в цифровой форме. Для исключения подобных ситуаций Виталий Ефимов предложил создать при Союзе транспортников России комитет по цифровым технологиям.

Дмитрий Зверев в своем выступлении отметил, что в течение года возросла активность взаимодействия министерства с СТР и ТПП РФ в части подготовки предложений в проект Транспортной стратегии, реализации резолюции съезда Союза транспортников России и съезда ТПП РФ.

Об итогах рабочей встречи руководства Министерства транспорта Российской Федерации с членами Президиума  СТР и членами Комитета ТПП РФ по транспорту и экспедирования выступила директор направления СТР Тамара Кравченко.

В частности она отметила, что в ходе встречи  обсуждался большой комплекс вопросов, касающихся развитию международных транспортных коридоров, очередей в автомобильных пунктах пропуска, в частности на китайском участке государственной границы Российской Федерации, нехватки водителей пассажирского транспорта, соблюдения режима труда и отдыха водителей, оснащения автобусов тахографами и оборудованием ГЛОНАСС.

В части внутреннего водного транспорта были рассмотрены вопросы о   субсидировании перевозок пассажиров внутренним водным транспортом на межрегиональных маршрутах и в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, о мероприятиях по переключению грузопотоков с железнодорожного и автомобильного транспорта на внутренний водный транспорт, о переработке постановления Правительства РФ от 12.08.2010 г. № 623 «Об утверждении Технического регламента «О безопасности объектов внутреннего водного транспорта».

В дискуссии по вопросу развития внутреннего водного транспорта выступили Евгений Москвичев, Александр Зайцев, Алексей Клявин, Виталий Ефимов.

В частности Виталий Ефимов отметил, что на субсидирование перевозок пассажиров внутренним водным транспортом на межрегиональных маршрутах и в районах Крайнего Севера Правительством РФ на 2022 год выделено финансирование в размере 1,5-2 млрд  рублей. Так же он отметил  важность решения на государственном уровне вопроса по переключению грузов с железнодорожного и автомобильного на  внутренний водный транспорт. С этой целью Виталий Ефимов предложил министерству совместно с СТР и ТПП РФ в феврале 2022 года провести конференцию. Первый заместитель министра транспорта поддержал эту инициативу.

О проблемах перевозки грузов железнодорожным транспортом через пункты пропуска на российско-китайской государственной границе и путях их решения выступил советник генерального директора, начальник департамента стратегических проектов АО «Новая перевозочная компания» Сергей Евстратов.

Об  итогах  совместного семинара СТР, ТПП РФ и Департамента государственной политики в области автомобильного и городского наземного транспорта Минтранса России по поддержке автомобильных пассажирских перевозок в сельской местности выступила заместитель председателя Комитета ТПП РФ по транспорту и экспедированию Алла Сологубова. В частности она отметила ряд выработанных предложений, реализация которых будет способствовать созданию и развитию в регионах сети автобусных маршрутов, связывающих регулярными перевозками все сельские населенные пункты  с районными центрами, для обеспечения сельским жителям транспортной доступности в целях реализации их конституционных прав на медицинскую помощь и получения других видов социальных услуг.

  1. Субсидирование перевозок по маршрутам по регулируемым тарифам с целью компенсации расходов бюджетов на оплату государственных контрактов, предусматривающих перечисление заказчику платы за проезд пассажира, на условиях софинансирования из федерального бюджета 50% х 50% на период не менее 5 лет;
  2. Предоставление субъектам Российской Федерации субсидий из федерального бюджета c целью дальнейшего возмещения затрат на уплату лизинговых платежей по договорам лизинга c российскими лизинговыми компаниями на приобретение пассажирского транспорта на условиях софинансирования (по аналогии с условиями господдержки в соответствии с федеральным проектом «Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях» национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги»: 60% (федеральный бюджет) 40% (бюджет субъектов Российской Федерации));
  3. Предоставление льготных кредитов под 5% годовых для закупки подвижного состава для перевозок пассажиров в сельской местности при условии его использования для таких перевозок в течение не менее 5 лет (с учетом практики закупки сельскохозяйственной техники под 5% годовых); 
  4. Выделение для открытия новых маршрутов регулярных перевозок по регулируемым тарифам в сельской местности государственных инвестиционных кредитов;
  5. Со стороны транспортных администраций субъектов Российской Федерации:

    – разработка генеральных схем транспортного обслуживания сельского населения с применением регулируемых тарифов для каждого муниципалитета с заключением государственных контрактов, предусматривающих возможность перечисления заказчику платы за проезд пассажира, в целях понимания необходимых объемов финансирования;

    – разработка на ближайшие 5 лет этапов организации транспортного обслуживания сельского населения, предусматривающая, в первую очередь, организацию маршрутов, связывающих сельские населенные пункты с медицинскими организациями (ФАПами);

    – предоставление при организации указанных маршрутов регулярных перевозок перевозчикам финансовых гарантий на срок  не менее 5 лет.

    В настоящее время указанные меры поддержаны транспортными администрациями 40 субъектами Российской Федерации.

    По вопросу повышения эффективности строительства дорог в сельской местности выступил генеральный директор Ассоциации «РАДОР» Игорь Старыгин, который отметил, что более 40% сельских населённых пунктов не обеспечены подъездными дорогами.

    В дискуссии по вопросу строительства сельских дорог выступил Евгений Москвичев, которой отметил, что на 2022 год Правительством России выделено 50 млрд.  рублей, которые необходимо освоить в полном объеме. От министерства транспорта выступил начальник отдела пассажирского транспорта Дмитрий Полунин.

    По итогам заседания будет подготовлена резолюция для направления в  министерство транспорта.

     

                                                       Департамент по работе с объединениями

    предпринимателей, А.Борищенко