В ТПП Нижегородской области прошло обсуждение готовящихся изменений Правил размещения наружной рекламы

18 января 2022 года в Торгово-промышленной палате Нижегородской области состоялось расширенное заседание Комитета по рекламе. Оно было посвящено рассмотрению предложений, представленных рабочей группой по рекламе при городской Думе Нижнего Новгорода.

 

Открывая заседание, председатель Комитета Сергей Стешов рассказал о предыстории обсуждаемой проблемы. В марте 2021 года городская Дума исключила из Правил тип наружной рекламы, который позволял предпринимателям размещать информацию о своих предприятиях, товарах и услугах на фасадах. Причиной отмены фасадной рекламы стало требование ФАС России, так как определение данного типа рекламных конструкций в Правилах размещения наружной рекламы в г.Нижнем Новгороде было неточное и нарушало федеральный закон, хотя действовало с 2015 года.

 

Оформить новую рекламную конструкцию на фасаде или продлить действующую рекламу в настоящий момент невозможно.

 

Администрация города и городская Дума готовит взамен новый тип рекламы на зданиях. Участниками рабочей группы по рекламе при городской Думе Нижнего Новгорода подготовлен пакет серьезных ограничений для фасадных рекламных конструкций, которые отражены в проекте решения городской Думы Нижнего Новгорода по наружной рекламе «О внесении изменений в Правила установки и эксплуатации рекламных конструкций в муниципальном образовании городской округ город Нижний Новгород, принятые решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 19.09.2012 № 119».

 

Ограничения для рекламы на зданиях планируется ввести в соответствии с площадью здания, на котором размещается фасадная рекламная конструкция. По проекту решения на всех зданиях, площадь которых менее 4000 квадратных метров, максимальный размер рекламной конструкции может составить не более 12 квадратных метров. На здания с площадью более 4000 квадратных метров можно будет получить согласование фасадной конструкции любых размеров, с учетом габаритов и особенностей строений.

 

По данным участников рабочей группы, при этом не пострадает 86% фасадов, на которые ранее были выданы разрешения. Однако аналитика показывает, что 709 оформленных рекламных конструкций (оформлены до отмены нормы) установлены всего на 169 зданиях, из которых 71% являются торговыми центрами.

 

Таким образом, проект правок направлен на интересы торговых центров и ограничивает аналогичные возможности для малых и средних предприятий, размещающих свои рекламные конструкции на зданиях небольших размеров (до 4000 кв.м).

 

С 27 декабря 2021 по 25 января 2022 года проект решения находится на оценке регулирующего воздействия (ОРВ), после чего будет выдвинут на голосование в городскую Думу Нижнего Новгорода. Если проект будет одобрен, оформить рекламную конструкцию на здании с площадью менее 4000 кв.м можно будет с размерами информационного поля максимум 12 кв.м.

 

Тему продолжил генеральный директор ТПП Нижегородской области Иван Разуваев. Он подчеркнул, что предпринимательскому сообществу непонятны критерии, которыми руководствовалась городская Дума при установлении рубежа в 4000 кв.м. При этом отсутствуют ограничения по количеству рекламных объектов на здании, что может негативно сказаться на внешнем облике города.

 

Иван Разуваев отметил также, что законопроектом не предусмотрено переходного периода для предпринимателей. По его мнению, при рассмотрении законопроекта необходимо учитывать, сколько предприятий понесут убытки и в каком размере и прогнозировать таким образом потери в бюджете города. Он предложил предусмотреть меры стимулирования, поддержки, позволяющие предпринимателям переходить на новые рекламные форматы безболезненно. «В этой ситуации поэтапный, плавный переход может дать положительный эффект», - подчеркнул генеральный директор ТПП Нижегородской области. 

 

Вице-президент Нижегородского исследовательского научно-прикладного центра «Юридическая техника», член Комитета по рекламе при ТПП Нижегородской области Марина Баранова предложила юридический компромисс – измерять площадь фасадов вместо площади всего здания. При этом необходимо учитывать форму и внешний облик здания. Допустимая площадь покрытия здания должна коррелировать с площадью конструкции.

 

Позицию Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) озвучил ее исполнительный директор Валентин Смоляков: на размещение рекламных конструкций необходим технический регламент, который должен разрабатываться в диалоге с предпринимателями. Он подчеркнул, что предлагаемые нововведения ударят в первую очередь по малому бизнесу, и вопрос, будут ли при этом достигнуты цели и задачи, которые преследуют власти города, остается открытым.    

 

Вынесение заключения об ограничении конкуренции находится в компетенции ФАС. Тем не менее Управление ФАС России по Нижегородской области поддерживает принятие четких правил размещения наружных рекламных конструкций, которые должны быть обязательны и одинаковы для всех, отметил руководитель ведомства Ленар Шафигуллин.

 

С ним согласилась начальник управления правовой и аналитической деятельности аппарата городской Думы Нижнего Новгорода Ирина Маслова, подчеркнув, что городская Дума вводит не ограничения, а правила, основанные на необходимости соблюдения внешнего архитектурного облика города. По ее словам, подобная практика введена в Краснодаре, в Москве разрешено использовать только электронные рекламные конструкции.

 

Ирина Маслова также пояснила, что у муниципалитета нет методики, по которой можно привязать размеры рекламных конструкций к площади фасадов, поскольку в техническом паспорте здания указана только общая площадь.

 

Городская Дума Нижнего Новгорода ждет конструктивных предложений от предпринимателей и подтверждает, что выданные ранее разрешения на размещение рекламных конструкций будут действовать до конца указанного в них срока.

 

Нижегородские предприниматели, в свою очередь, высказали волнующие их опасения: попадающие под новые требования рекламные конструкции придется переделывать, в результате они будут менее заметными и перестанут выполнять свою рекламную функцию для потребителей.

 

Представители крупнейших автодилеров «Агат» и «Автолига» сообщили, что новые правила ставят под угрозу существование дилерских центров известных автомобильных марок, так как внешний вид салона жестко регламентирован производителем автомобилей. Уменьшение рекламных поверхностей может привести к потере компаниями статуса официального дилера.

 

По итогам обсуждения участники приняли решение направить в городскую Думу Нижнего Новгорода предложения по разработке новой градации размеров рекламных конструкций в зависимости от типа здания, его месторасположения и вида бизнеса.

ТПП Нижегородской области