Конкуренция в рекламной отрасли может существенно пострадать

Законопроект № 160605-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе», который был принят в первом чтении 15 июля 2022 года на внеплановом пленарном заседании Госдумы, вызвал много вопросов у бизнес-сообщества в том числе и Ленинградской области.

Если такой закон будет принят, конкуренция в данном секторе может существенно пострадать, считают в Ленинградской областной торгово-промышленной палате, поэтому он требует тщательного всестороннего обсуждения.

Законопроектом предлагается создание единого оператора цифровых рекламных конструкций и объявлений. Эта компания должна заниматься их созданием и эксплуатацией, как стационарных, так и на транспорте. При этом для данной компании предусмотрены значительные преференции: места для размещения, находящиеся в государственной собственности, предоставляются ей без проведения торгов на срок 30 лет. Однако законопроектом не предусмотрено, кем будет выбираться единый оператор и по каким критериям. Именно этот момент вызывает наибольшее озабоченность участников рынка.

Отсутствие торгов за рекламные места повлечет снижение поступлений в региональные бюджеты за пользование землей, а также за выдачу разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций. Прочие операторы наружной рекламы вследствие невозможности конкурировать с единым оператором не смогут исполнять свои обязательства по заключенным муниципальным контрактам, считают представители операторов наружной рекламы Ленинградской области.

«Закон предусматривает сохранение существующих договоров аренды, позволяющих владельцам использовать цифровые рекламные конструкции, однако, с истечением сроков этих договоров рискует прекратиться и бизнес владельцев, так как продлевать аренду на наиболее выгодные рекламные места с ними, вероятнее всего, не будут, такие места отдадут единому оператору, - говорит управляющий партнер юридической компании 4R Group, зампредседателя Комитета ЛОТПП по вопросам регулирования предпринимательской деятельности и защите прав предпринимателей Михаил Бойцов. – Кроме того, ряд терминов остались нераскрытыми (например, «электронная доска объявлений»), а многие фразы предполагают двойное толкование».

Но самой большой опасностью законопроекта представители отрасли считают создание прецедента по возложению государственных функций контроля за информацией на коммерческую организацию.

По мнению заместителя генерального директора ООО «Элвис», председателя комитета ЛОТПП по рекламе Юрия Букчина, действующее законодательство о рекламе предусматривает полный контроль государства над размещаемой операторами информацией с действенными механизмами такого контроля. А «возможность регулирования рынка цифровой рекламы может быть обеспечена Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ при прямом участии Федеральной антимонопольной службы РФ, в чьи полномочия входит надзор и регулирование рынка рекламы в стране, путем внедрения российского программного обеспечения и введения единых требований к программному обеспечению, с помощью которого будет выводиться рекламный контент на экраны. Данное программное обеспечение должно контролировать как сам контент, выводимый на экраны, так и безопасность этих систем», - говорит эксперт.

В качестве альтернативного способа регулирования рынка в Ленинградской области также предлагается использовать модель, принятую на рынке проектирования, строительства, аудита, т. е. создание некоммерческой организации (СРО), которая объединит субъекты профессиональной деятельности рекламного рынка или субъекты предпринимательской деятельности, работающие в рекламной отрасли.

Завтра, 5 августа комиссия Общественной палаты РФ по развитию экономики и корпоративной социальной ответственности проведет общественную экспертизу предлагаемого законопроекта, в ходе которой состоится всестороннее обсуждение возможных последствий его принятия для экономики городов и регионов, участников рынка наружной рекламы и смежных отраслей, влияния законопроекта на размещение объявлений частных лиц в интернете, вопросов безопасности и поддержки конкуренции.

 

Ленинградская областная ТПП