Коммерсантъ. Нарушения исправятся инвестициями

Бизнесу хотят заменить штрафы за нарушения инвестициями в их исправление. Такую концепцию разрабатывает Минэкономики. Об этом заявил курирующий контрольно-надзорную сферу замглавы ведомства Алексей Херсонцев. Сейчас подобная мера обсуждается для бюджетных учреждений, например, школ и больниц. Им придется согласовать дорожную карту по исправлению недочетов с надзорным органом. За устранением таких недочетов будет следить прокуратура. И если учреждение сорвет сроки, ему все же придется заплатить штраф.

Сработает ли такая система в случае с бизнесом? Вице-президент Торгово-промышленной палаты Елена Дыбова уверена, что давление на предприятия в таком случае снизится. Но законодателям придется найти баланс между соразмерностью нарушений и штрафов, отмечает собеседница “Ъ FM”: «Если найдено какое-то нарушение, то, конечно, уплатить штраф и потом еще исправлять его — это двойные расходы. Но сама по себе инициатива идет только в плюс, ведь предприниматель будет понимать, что он несет расходы, и они дают свои результаты. В следующий раз у него будет возможность избежать наказания, потому что он потратил деньги на улучшение своего собственного бизнеса.

Однако у нас система штрафов иногда несоразмерна нарушениям, которые предприниматели допускают. Недостаток журналов, несвоевременные записи и так далее, а взыскания за это достигают 200 тыс. руб. Как быть в этом случае, не очень понятно. Но если Минэку удастся выстроить эту модель и дать возможность предпринимателям тратить на свой бизнес, то от этого выиграют все.

Может быть, даже у контролирующих органов пропадет желание бесконечно штрафовать наших предпринимателей, выполняя какие-то планы, спущенные сверху».

 
По словам замглавы Минэкономики, сейчас идея замены штрафов на инвестиции для бизнеса обсуждается с другими ведомствами. Она потребует внесения поправок в кодекс об административных правонарушениях и закон «О государственном контроле». При текущей системе штрафов реализовать новую систему вряд ли возможно, отметил гендиректор завода «Элкат» Максим Третьяков: «Во-первых, это сложно проконтролировать. То есть, если компания начинает компенсировать за счет инвестиций какие-то нарушения, то возникает процедура контроля: действительно ли вы потратили средства на решение проблемы? То есть со штрафами, конечно, все сильно проще: платишь — проблема закрыта.

С другой стороны, штрафы попадают в бюджет, но не факт, что они как-то связаны с проблемой, и могут тратиться в рамках обычных бюджетных расходов. То есть это просто приход, и он, естественно, увеличивает доходную часть бюджета.

Идея в принципе имеет право на существование. В нынешней парадигме нормативных актов это точно невозможно, многое необходимо менять, но если обсуждается, наверное, какие-то вещи есть».

Как подчеркивают «Ведомости», изначально заменять штрафы на инвестиции для бизнеса не планировалось. Такую идею выразил Российский союз промышленников и предпринимателей. Его президент Александр Шохин отметил, что к механизму стоит привлечь и силовые органы, чтобы избежать случаев коррупции. Какими могут быть риски предположил правозащитник Александр Хуруджи. По его словам, возможность инвестировать в исправление нарушений стоит дать не только крупным, но также средним и малым компаниям:

«Если позволят эти дорожные карты согласовывать и заменять штраф возможный на инвестиции только ограниченному кругу предприятий, то, соответственно, сначала необходимо будет предприятиям попадать в такой список. Второй момент: если у прокуратуры и органа, осуществляющего контрольно-надзорную деятельность, будет разное восприятие данной процедуры.

Могут возникать ситуации, когда один считает, что ему должны применить возможность замены штрафа на инвестиции, а орган уверен, что нет — он обязан оштрафовать. Если ты вышел на объект, то должен описать какое-то нарушение и наложить штраф — это KPI сотрудников. Сборы от штрафов заложены в бюджет, и мы помним, это достаточно серьезная цифра на 2024 год. Я напомню, там суммы более 600 млрд руб. дополнительных сборов с бизнеса, в том числе и штрафы туда входят, и все остальное».

Как считают в Минэкономики, замена штрафов на инвестиции будет интересна в первую очередь крупным предприятиям. Рекордным штрафом сейчас считается наказание для «Норникеля» за разлив топлива. Компания выплатила почти 150 млрд руб. «Норникель» не стал оспаривать судебное решение и размер штрафа, хотя, по его оценке, ущерб от аварии для экологии был в семь раз меньше, чем по оценке Росприроднадзора.

 

Елена Иванова

Источник: www.kommersant.ru