Какие автомобили ждать из Индии, Ирана и Уганды
На фоне наращивания санкций в отношении России освободившуюся нишу во многих секторах занял Китай, особенно на отечественном рынке автомобилей. По итогам 2023 года автоконцерны из КНР продали в РФ более 550 тыс. машин, завоевав половину рынка. Среди самых популярных китайских брендов оказались Chery, Haval и Geely. Лишь порядка 15% от общего объема продаж делят привычные россиянам зарубежные бренды из США, Европы, Японии и Южной Кореи, рассказал «Известиям» президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин. У китайских концернов масштабные планы и в 2024 году: например, только Changan, Chery и Haval планируют реализовать в России почти 600 тыс. машин. При этом интерес к отечественному рынку есть также у автопроизводителей из других стран.
— Закрепиться на отечественном авторынке в бюджетном сегменте вполне могут индийские автоконцерны, — считает Сергей Катырин. — Здесь перспективной моделью для продажи в РФ можно считать кроссоверы от Tata Motors (помимо собственной линии, индийскому автоконцерну принадлежат британские Jaguar, Land Rover, Daimler, Rover и Lanchester. — «Известия»). В прошлом году начались продажи иранских машин по параллельному импорту. Так, появились седаны Iran Khodro (IKCO). Еще один производитель — Saipa — в конце 2023 года сообщал о возможности скорой реализации своих машин в России.
Он также отмечал, что страна открыта к сотрудничеству с российскими автоконцернами, упомянув соглашение с КамАЗом о строительстве в Уганде завода по производству грузовых машин для африканского рынка. Выход на российский рынок актуален и в 2024 году.
— Возможности всегда есть. Но в конкретных сроках я пока не уверен, — говорил посол.
Уганда заинтересована в выходе на российский авторынок: для страны это была бы прекрасная возможность установить партнерские отношения с РФ, заявил «Известиям» зампред правящей партии Уганды Марваха Парминдер Катонголе Сингх.
Есть ли будущее у новых автобрендов в России
Сейчас на российском авторынке официально представлены иностранные марки Dongfeng, Changan, Exeed, GAC, Foton, Omoda, Chery, Geely, Haval, JAC и FAW. Все они — китайские. По словам экспертов, Китай становится популярным за счет высокотехнологичного производства, чего пока не достает экзотическим для российского покупателя автопроизводителям из той же Индии или Ирана.
— Требования техрегламента в РФ строже, чем в Германии. И по этому законодательству к нам даже не все китайские бренды могут попасть. Но за счет весьма технологичного производства компании из КНР вносят коррективы в конструкции и в итоге выполняют все требования. Хотя стоит отметить, что в Индии очень развитый автопром — как по объемам, так и по качеству. Я сам катался на модели индийского производства — ничуть не хуже Lada Granta. Иранские машины также достаточно близки к нашим отечественным автомобилям, — сказал вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин.
Однако есть мнение, что если у кого-то из новых стран-производителей и получится прижиться на российском рынке, то это будет именно Индия, хотя для адаптации им понадобится много времени.
— Индия производит машины экономкласса — это тот самый сегмент, которого в России сейчас по факту нет. Модели Tata Motors вполне могли бы заполнить эту нишу, но только если развернут свое производство у нас и будут локализованы, — обратил внимание автомобильный эксперт, майор ГИБДД в отставке Виктор Кондрашин. — А вот, например, электромобили из Уганды вряд ли у нас приживутся, так как такие модели только начали набирать популярность в России.
— Многим россиянам привычнее видеть на кузове машины знакомый шильдик. Автомобили из Индии, Ирана и Уганды вряд ли будут интересны широкому потребителю, по крайней мере, в ближайшие годы, — говорит она. — Например, чтобы китайские автомобили получили в стране какое-то доверие, понадобилось порядка 20 лет. Сегодня они уже не вызывают недоумения, как раньше, когда их считали «мыльницами». Всё потому, что автопроизводители из КНР стали предлагать действительно конкурентоспособный продукт, особенно в части электрокаров.
В целом новые направления развиваются во многих секторах российской экономики, так как из-за санкций работа переориентировалась преимущественно на Восток. Сейчас на торговлю с азиатскими странами приходится почти 70% оборота. По мнению президента ТПП РФ, в среднесрочной перспективе такая конфигурация рынков и географии будет сохраняться.