В Госдуме рассмотрят законопроект, обязывающий РСО создавать для этих целей инвестпрограммы.
К обновлению обязательно
Депутаты хотят обязать организации водоснабжения и водоотведения разрабатывать инвестиционные программы для обновления изношенной коммунальной инфраструктуры. Эти документы они должны будут согласовывать с региональными властями и, прежде чем вновь поднять тарифы, доказать, что средства были использованы целевым образом. Такой законопроект 24 июня будет внесен в Госдуму главой комитета по строительству и ЖКХ Сергеем Пахомовым («Единая Россия»), зампредами того же комитета Владимиром Кошелевым (ЛДПР) и Светланой Разворотневой (ЕР). С документом ознакомились «Известия».
Согласно пояснительной записке, в настоящее время контроль за принятием решений об утверждении таких программ отсутствует, как и не закреплена обязанность их разрабатывать. Как отмечают авторы, это приводит к тому, что их имеют только 2,5% РСО в сфере водоснабжении и 4% — в водоотведении.
В документе сообщается, что в среднем ежегодно РСО закладывают на ремонт сетей холодного водоснабжения 10,4% от тарифа; водоотведения — 9,51%; теплоснабжения — 3,87%. При этом, по официальным данным Минстроя, нуждаются в замене 43,4% сетей водоснабжения (фактическая доля их замены равна 1,1%); 46,2% сетей сточных вод (при этом фактическая доля замены — 0,4%), подчеркивается в документе.
— Цены на услуги для жителей растут, деньги на капремонт собираются, но никаких видимых изменений в качестве люди не видят. Новые нормы позволят навести порядок в разработке и реализации инвестиционных программ, — пояснил «Известиям» один из авторов Сергей Пахомов.
Он подчеркнул, что как процесс реализации, так и отчетность по этим программам непрозрачны и непубличны.
— Сегодня эти инвестиционные программы финансируются из тарифов, то есть за счет потребителей. При этом отсутствуют контроль и понимание, насколько деньги были использованы по назначению, — добавила еще один автор инициативы Светлана Разворотнева.
По ее словам, источником финансирования может стать новая программа по модернизации коммунальной инфраструктуры, которая была разработана по поручению президента России Владимира Путина. Согласно законопроекту, на ее реализацию ежегодно из средств федерального бюджета предложено выделять 150 млрд рублей в год. Как указывают авторы, это могло бы позволить снизить к 2025-му аварийность коммунальной инфраструктуры в России на 5%, но при этом необходимо повысить контроль за этими средствам.
— Поэтому мы полностью меняем систему правоотношений в этой сфере. РСО будут обязаны разрабатывать такие программы, региональные органы власти их утверждать, а тарифные регуляторы в субъектах анализировать степень их исполнения и на основании этих данных принимать решения об изменении в тарифах, — пояснил Сергей Пахомов.
По его словам, чтобы РСО в сфере водоснабжения и водоотведения «защитить» перед регулятором повышение тарифа, придется доказать, что инвестиционная составляющая была направлена именно на ремонт и модернизацию, а подтверждением этого будут акты выполненных работ.
— Одной из причин ветшания коммунальной инфраструктуры можно назвать отсутствие в законодательстве обязанности РСО по включению в производственные и инвестиционные программы мероприятий по текущему и капитальному ремонтам. Между тем своевременное их проведение позволит предотвратить наступление аварийных ситуаций, угрожающих жизни и здоровью граждан, — пояснил «Известиям» еще один автор законопроекта Владимир Кошелев.
«Известия» направили запрос в Минстрой с просьбой оценить перспективы поддержки законопроекта.
За и против
В других фракциях отнеслись к инициативе по-разному.
— Обновлять и ремонтировать инфраструктуру ЖКХ, конечно, необходимо. Сегодня сами по себе тарифы не обеспечивают инвестиционную составляющую. Этих денег явно на эти цели недостаточно. Поэтому важно, чтобы были прописаны другие источники финансирования этих инвестиционных программ. Например, можно было бы задействовать средства фонда капитального ремонта, — отметил первый зампред комитета по экономической политике от фракции КПРФ Николай Арефьев.
При этом он отметил, что сегодня в отрасли существует кадровый дефицит самих коммунальщиков, которые должны вести работы по замене коммуникаций. Можно выделить средства, но они не будут освоены, как это сейчас происходит в случае фонда капитального ремонта, отметил парламентарий.
Глава комиссии Госдумы по обеспечению жилищных прав граждан, депутат фракции «Справедливая Россия — За правду» Галина Хованская заявила, что намерена внимательно изучить законопроект, как только он будет внесен в Госдуму.
— Если речь идет о непрозрачности средств, которые сейчас уже предусмотрены на эти цели, то это совсем другая проблема. Деньги есть, но они нецелевым образом расходуются. Конечно, с этим надо разбираться и выяснять, почему так происходит, — заявила она «Известиям».
По ее словам, сегодня во многих регионах России обеспечение качественным водоснабжением является одной из острейших проблем. Помимо отсутствия замены инфраструктуры во многих субъектах практически не работают очистные сооружения, отметила депутат.
— Конечно, можно только приветствовать большую прозрачность деятельности поставщиков коммунальных услуг, ведь это очень монополизированный рынок. Если эти инвестпрограммы будут утверждаться с участием органов местной власти, то это правильно, но говорить о том, что это полностью решит проблему изношенной инфраструктуры пока очень сложно, — считает член комитета Торгово-промышленной палаты по предпринимательству в сфере ЖКХ, председатель правления Союза жилищных организаций Москвы Константин Крохин.
Вице-президент ассоциации управляющих организаций «Новое качество» Олег Малахов, напротив, заявил «Известиям», что появление контроля за выполнением инвестиционных программ, которое подразумевается законопроектом, очень важно, ведь они формируют целостную систему жизнеобеспечения населения и являются субъектами естественных монополий. По его словам, в этих условиях граждане не имеют выбора в определении поставщика коммунальных услуг, поэтому назначенная РСО имеет повышенные обязательства перед потребителями по оказанию этих услуг, обеспечив их бесперебойность, а самое главное, безопасность. Если же просто использовать инфраструктуру и не вкладывать в нее средства, то от аварий и ЧП никто не может быть застрахован, считает эксперт.