Finam.ru. «Догнать и перегнать Китай». Банки, власть и бизнес пытаются создавать новую экономику
 

Бизнес продолжает брать кредиты, но их количество снижается, отмечают в Банке России. Рост ставки создает дополнительные сложности для промышленности, которая должна решать проблему создания новых и модернизации старых производств, говорят чиновники Минпромторга. Банки, давая бизнесу понять, что выданных денег будет меньше, предлагают им «бюджетно-эффективные» проекты. Они также напоминают о том, что источником средств для инфраструктурных проектов могут стать деньги частных пенсионных фондов.


В августе сумма кредитов, полученных малым и средним бизнесом от банков, составила 1,31 трлн рублей, минимальное значение с начала года. При этом за период январь-август банки дали малому бизнесу кредиты в общей сложности на 11,5 трлн рублей, что на 22,5% больше, чем за аналогичный период 2023 года.

Развитие любого бизнеса фактически невозможно без кредитных денег, которые сегодня приходиться брать при высокой ключевой ставке ЦБ. Этот фактор создает главную проблему для развития промышленности. «Для нас, для Минпромторга, это существенный барьер для роста», - отметил директор департамента ведомства Олег Ступин, добавив, что ставка «нивелирует» усилия ведомства в развитии промышленности.

Перед министерством и промышленниками стоит сложнейшая задача: в условиях санкций, разрыва технологических цепочек и СВО способствовать «технологическому суверенитету» России. О том, какими путями этого добиваться, чиновники и предприниматели вели диалог в рамках «Национального промышленного конгресса» «PromSpace», организованного Агентством экономического развития совместно с РБК.

За 2024-2026 гг. власти планируют потратить 2,7 трлн рублей на развитие промышленности, львиная доля средств будет направлена на развития автомобильного производства. При этом за трехлетний срок предстоит активно развивать различные виды химического производства, cельское хозяйство, судостроение и авиастроение. Доля самолетов, произведенных в России, в отечественных авиакомпаниях должна составить более 50% к 2030 году. Добиться этого будет сложнейшей задачей: новый российский самолет МС-21, который за несколько лет так и не встал на крыло, только приближается с сертификации.

Как добиться того, чтобы коренным образом улучшить ситуацию в промышленности, напомнил на конференции председатель Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике Владимир Гамза. Инвестиции России в основной капитал должны составить 25%, при текущих 20%. «В Китае инвестиции в основной капитал сопоставляют 40%», - напомнил Гамза. «Теперь у нас будет лозунг: догнать и перегнать Китай! Но для начала хотя бы не отставать», - резюмировал участник дискуссии.

Тема Китая неоднократно всплывала в выступлениях во время панельной дискуссии. Директор городского агентства управления инвестициями Андрей Балук, рассказывая о том, как Москва стала «промышленным городом», вспомнил о предпринимателях, которые производят определенные компоненты в Китае. При этом, отметил чиновник, их продукция в конце концов все равно считается российской.

Несмотря на высокие ставки, представители банков и власти уповают на государственно-частное партнерство (ГЧП) для финансирования различных проектов в промышленности. Однако cогласно закону, речь идет о проектах стоимостью от 10 миллиардов рублей. Эта цифра отпугивает многих бизнесменов, отметил во время дискуссии Гамза из ТПП.

Когда Ступин из Минпромторга напомнил ему, что для «новых регионов» эта сумма составляет 500 миллионов, тот отметил, что подобный опыт нужно распространить по всей России.

В свою очередь, зампред ВЭБ Юрий Корсун напомнил бизнесу о Фонде развития промышленности, созданный банком, который предоставляет займы компаниям для развития бизнеса в этой сфере. Он также рассказал, что приоритет будет отдаваться только «бюджетное эффективным» проектам, так как выделяемых средств становится меньше.

Спустить чиновников с небес на землю попробовал еще один участник дискуссии, предприниматель Александр Бюзгин из компании, которая производит кабельные системы. В своей эмоциональной речи бизнесмен отметил, что его предприятие, выпускающее инновационное оборудование, сталкивается со многими кредитными проблемами.

Отдавать кредиты приходится, беря деньги из текущего оборота «Выплата кредитов нас убивает», - пожаловался предприниматель. На слайдах, которые сопровождали его презентацию, он также продемонстрировал, почему у бизнесменов-инноваторов сегодня проблемы и с венчурным капиталом. По оценкам РБК, в первом полугодии 2023 года он пережил 10-кратное падение. Предложения предпринимателя сводились к такому решению: банки должны использовать в отношении таких предпринимателей форвардные контракты, рассчитывая на возврат средств после реализации нового продукта.

Пока неясно, будут ли эти предложения услышаны. Но учитывая, что денег на развитие отечественной промышленности для того, чтобы «догнать Китай», надо много, власти задумались и о пенсионных деньгах. Представители банковского бизнеса напомнили, что они вместе с властями активно обсуждают вопрос использования «длинных денег» из пенсионных средств россиян на различные инфраструктурные проекты.

На региональном уровне подобные проекты уже реализуются. Директор городского агентства управления инвестициями Андрей Балук напомнил, что подобным образом в Москве была построена скоростная трасса «Проспект Багратиона». Как писали СМИ, НПФ группы «Газпром» вложил в нее 60 миллиардов рублей.

«Когда я проезжаю станцию метро «Багратионовская», у меня на глазах слезы радости», - говорил один из героев фильма «Мимино». Однако бизнес, от которого сегодня требуют усилено работать на импортозамещение, пока испытывает не слишком радостные эмоции.

 

Братерский Александр