Приватизация остается «хорошим источником» денег для властей, и тема эта остается одной из важной для Минфина. Пусть точечно, но она представляет, конечно, интерес и для бизнеса.
Как заявил министр финансов Антон Силуанов на канале «Россия 24», Минфин рассчитывает по итогам текущего года получить более 100 млрд рублей от приватизации и примерно столько же — в следующем. Не отказываясь от возможности заработать, министр обратил внимание на то, что это является возможность увеличить объем частного сектора в российской экономике.
«Мы в этом году уже сейчас осуществили приватизацию на сумму около 90 млрд. Не пятьдесят — девяносто, и рассчитываем на увеличение этой суммы до конца текущего года. Считаем, что более 100 млрд мы сможем получить ресурсов от приватизации», — сказал Антон Силуанов.- Еще раз повторюсь, это задача не только фискальная, но и задача большего частного сектора в экономике нашей страны, она не менее важна, чем деньги для бюджета. Хотя для Минфина это, конечно, тоже хороший источник».
«А по следующему году мы рассчитываем примерно в таких же объемах, около 100 миллиардов, привлечь средств от продажи федерального имущества», — добавил глава Минфина.
Активы экономических субъектов в экономике России на сегодняшний день составляют 460 трлн рублей, заявил «Моноклю» председатель Совета по финансово-промышленной и инвестиционной политике ТПП РФ Владимир Гамза. Открытых данных нет, но по всем оценкам больше половины из этих активов принадлежит государству.
«Так что на этом фоне приватизация в 100 млрд – буквально капля в море. Я думаю, что будут проданы активы, которые никакого значения для государства не имеют. Не исключаю, что там много просто нерентабельных. Минфин в данном случае поддерживаю, потому как нельзя в текущих условиях проводить масштабную приватизацию из-за дисбалансов в экономике, которые не отражают реальной стоимости тех активов, которые могут быть приватизированы. Вот когда наступит мирное время, и экономика станет сбалансированной, тогда можно думать о более широкой приватизации», — полагает он.
Приватизация активов государства за последние годы стала довольно распространенным явлением, констатирует руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. Эта «распродажа» проводится по разным причинам, в первую очередь, чтобы частные собственники смотрели за этой собственностью, активно ее эксплуатировали и вводили новые активы в экономику. Собственно, о чем и говорит Антон Силуанов.
«Конечно, уже давно не приватизируют какие-то огромные активы или заводы, чаще всего это земельные участки, недвижимость, которые могут даже не использоваться на сегодняшний день. Либо это активы, которые были в рамках уголовных дел изъяты. Вот такого плана это активы. Да, 100 млрд рублей не очень значительная сумма для российского бюджета, но это тоже является подспорьем», — считает Артем Деев.
Что такое приватизация по-русски и как она проходила, все достаточно хорошо помнят, говорит, в свою очередь, Ярослав Островский, специалист департамента стратегических исследований Total Research. Сейчас, по его мнению, наступил «удачный» момент для еще одной волны приватизации госсобственности. Минфин не может выполнить план текущего года по программе государственных внутренних заимствований. В четвертом квартале планировалось привлечь на рынке рублевого госдолга 2,4 триллиона рублей, однако в октябре привлечение составило менее 5% квартального плана. ОФЗ не покупают.
И чтобы хоть как-то компенсировать провал по заимствованиям, Минфин увеличил планы по приватизации с 1,2 млрд рублей до 100 млрд рублей в текущем году и планирует продать госсобственность на такую же сумму в 2025 году. Дополнительный список планируемых для приватизации предприятий направлен в правительство. При этом, по данным Минфина, за первые три квартала доходы бюджета от приватизации уже составили около 50 млрд рублей.
Минфин аргументирует целесообразность продажи тем, что, во-первых, частные акционеры более эффективны, чем государство, а во-вторых, продажа имущества даст дополнительный доход в бюджет. Однако, считает Ярослав Островский, очевидно, что продажа активов в настоящий момент является невыгодной для государства ввиду их существенной недоцененности, вызванной геополитическими и экономическими факторами.
«С начала года фондовый рынок России потерял 16%, а с начала 2022 года снижение составило более 30%. Например, рыночная капитализация Аэрофлота составляет сейчас менее 50% от годовой выручки, а Транснефти – менее 20%. Ну и передавая госсобственность в руки частных, “эффективных” менеджеров, можно вспомнить, как банкротились некогда успешные предприятия, а менеджеры плавно перемещались за рубежи России», — сардонически заключает Ярослав Островский.
С одной стороны, передача государственных активов в частные руки может стимулировать конкуренцию, привлечь инвестиции и повысить эффективность предприятий, признает государствовед, доктор делового администрирования (MBA/DBA) Роман Синицын. С другой — как таковая приватизация несет риски возникновения частных монополий, потери контроля над ключевыми отраслями, а также и непрозрачности сделок.
На текущем этапе приватизация в России носит точечный характер и уже не сравнима по масштабам с 90-ми годами, отмечает эксперт. В планах правительства — постепенное сокращение доли госсектора в экономике до 25% в ряде отраслей. Среди крупных сделок последних лет: продажа пакетов акций Совкомфлота, «Кристалла», ВТБ. Однако многие компании с госучастием по-прежнему доминируют в стратегических сферах: нефтегазовом секторе, банковской отрасли, транспорте.
Заявленная Минфином цель получить более 100 млрд рублей от приватизации в этом и следующем году выглядит вполне достижимой. В числе потенциальных активов на продажу — доли в крупных компаниях, таких как РЖД, Русгидро, Транснефть, аэропорты. Приватизация может стать для государства источником средств для покрытия дефицита бюджета и финансирования национальных проектов в условиях ограниченных доходов, полагает Синицын.
Однако фискальные цели — не единственное обоснование приватизации. Увеличение доли частного сектора важно для развития конкурентной среды, привлечения инвестиций, трансфера технологий и управленческих практик. Там, где возможно, государству стоит снижать свое участие, чтобы дать рынку более эффективно распределять ресурсы.
«В то же время, государство должно сохранять рычаги влияния в критически значимых сферах — обороне, недрах, инфраструктуре», — уверен Роман Синицын.
Анна Королева