Ведомомсти. Продавцы и владельцы ПВЗ попросили маркетплейсы ввести рейтинги для покупателей

Авторы спорной идеи хотят при обслуживании клиентов отслеживать историю их потребительского поведения

 

Автономная некоммерческая организация по защите прав участников электронной коммерции "Федеральное общество сетевой торговли" (ФОСТ) направила письма маркетплейсам с предложением внедрить систему рейтингов. Письмо есть в распоряжении "Ведомостей". По собственным данным, ФОСТ – относительно небольшая структура, она объединяет около 230 селлеров и около 100 владельцев пунктов выдачи заказов (ПВЗ).

ФОСТ направило письмо в Wildberries, Ozon, "Яндекс маркет", "Мегамаркет", Lamoda и "СДЭК-глобал". Авторы письма со ссылкой на исследование Data Insight (декабрь 2024 г.) указывают, что 87% активных российских продавцов на маркетплейсах сталкиваются с невыкупом товаров, их порчей или утратой при доставке, мошенничеством и дополнительными расходами на логистику. Это приводит к потерям до 16% от оборота продавцов.

Больше половины (62%) опрошенных ФОСТ продавцов на маркетплейсах сталкивались с "потребительским экстремизмом" в 2024 г., писали "Ведомости" 21 ноября. В частности, в 58% случаев покупатели возвращают товары после их кратковременного использования. А 26% селлеров, столкнувшихся с таким видом потребительского экстремизма, уверены, что в роли недобросовестных покупателей выступают конкуренты.

В письме также отмечается, что растет число конфликтов между клиентами и сотрудниками ПВЗ и селлерами. "В некоторых случаях доходит до применения физической силы", – отмечают в ФОСТ.

В связи с этим ФОСТ предлагает внедрить рейтинги для покупателей. "Каждый клиент получает свою оценку за поведение, основанную на взаимодействии с конкретной платформой", – говорится в письме АНО.

Организация предлагает сделать индивидуальный рейтинг на каждом маркетплейсе, а не создавать единую базу данных. Рейтинги должны быть видны сотрудникам ПВЗ, чтобы они "могли скорректировать подход к обслуживанию клиентов с проблемной репутацией". При этом система должна соответствовать законодательству о защите персональных данных, отмечают в ФОСТ. "Внедрение такой системы не требует создания единой базы данных, минимизирует риски для селлеров и сотрудников ПВЗ и помогает справляться с проявлениями недобросовестного поведения клиентов", – заключили авторы письма.

"Ведомости" направили запросы в "Яндекс маркет", "Мегамаркет" и Lamoda. В "СДЭК-глобал" подтвердили получение письма, но от комментариев отказались. В Ozon также отказались от комментариев.

Представитель Wildberries заявил "Ведомостям", что в компании считают инициативу внедрения рейтинга покупателей избыточной и не планируют введения подобных мер на платформе. "Одновременно с этим вопрос взаимоотношений всех сторон платформенного бизнеса, на наш взгляд, требует комплексного подхода. Поэтому мы постоянно совершенствуем бизнес-процессы, чтобы свести к абсолютному минимуму возможность совершения недопустимых действий любой из них [сторон]", – добавил собеседник.

В отраслевой Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ; входят Ozon.ru, Wildberries, "Ситилинк", "М.видео", Avito.ru, Lamoda и другие игроки рынка e-commerce) не оценили идею с рейтингами. "Мы не поддерживаем данную инициативу и считаем ее избыточной и бесполезной в борьбе со злоупотреблениями", – заявил "Ведомостям" президент АКИТ Артем Соколов. По его словам, платформы уже эффективно защищают продавцов от недобросовестных покупателей, также предприниматели могут защитить свои права в правовом поле.

"Закон в таких случаях на их стороне. Поэтому статистика коллег вызывает сомнения: попытки злоупотреблений точно не носят массовый характер и, как правило, пресекаются на одном из этапов возврата. Мы считаем, что борьба со злоупотреблениями не должна затрагивать миллионы обычных клиентов", – говорит Соколов.

Гендиректор "Infoline аналитики" Михаил Бурмистров считает инициативу разумной и отмечает, что некоторые ее элементы уже реализованы. Например, у пользователя есть личный кабинет и маркетплейсы ранжируют пользователей по различным параметрам, включая выкуп товаров. А в "Яндекс.Такси" существует рейтинг клиентов, который формируется на основе оценок водителей.

В случае с маркетплейсами пользователи могут оценивать ПВЗ и оставлять отзывы, а у самих ПВЗ нет такой возможности. "Это аспект, который маркетплейсы могли бы реализовать", – считает Бурмистров.

Но он отмечает, что такая система будет работать в основном для подавляющего большинства обычных пользователей. Хотя значительная часть проблем, вызывающих наибольший резонанс, связана не с ними, а с конкурентной борьбой. Например, рассказывает Бурмистров, владелец ПВЗ может заказать на адрес конкурирующего с ним пункта, допустим, 20 мешков навоза или другого крупногабаритного товара и затем не забрать их, что создает проблемы в работе.

Бурмистров также добавляет, что ПВЗ не имеют охраны, из-за чего часто возникают нарушения общественного порядка со стороны пользователей. "Поэтому важно, чтобы эта проблема находила соответствующий отклик", – считает эксперт. Он добавляет, что борьба с потребительским экстремизмом должна вестись в том числе и на уровне правоохранительных органов, особенно когда речь идет о недобросовестной конкуренции.

Председатель организации по защите прав потребителей "Общественная потребительская инициатива" Олег Павлов отмечает, что в идее рейтингования покупателей нет ничего революционного. Она не нарушает закон о защите прав потребителей, но для соблюдения законодательства о защите персональных данных рейтинг не должен быть публичным, объясняет он.

Кроме того, по словам Павлова, никакие оценки не должны служить основанием для ценовой дискриминации. "Если у одного покупателя рейтинг выше или ниже, это не должно влиять на цены, которые он получает, – подчеркнул эксперт. – На этот счет имеются четкие разъяснения Роспотребнадзора, касающиеся различных программ лояльности и скидок. Они подчеркивают, что нельзя дискриминировать покупателей и устанавливать условия, которые невозможно выполнить, жестко привязывая их к некорректным критериям. Также рейтинг должен быть доступен самому потребителю, чтобы он понимал, как его оценивает сервис по различным параметрам".

Глава совета по электронной коммерции Торгово-промышленной палаты РФ Алексей Федоров отмечает, что при внедрении рейтинга маркетплейсы и ПВЗ не имеют права отказывать покупателю в обслуживании на основе его оценки. Он ссылается на часть 3 статьи 426 Гражданского кодекса. "Ни один интернет-магазин не имеет права ставить одного потребителя в невыгодное положение по сравнению с другими", – добавляет Федоров.

Он считает единственной эффективной мерой борьбы с невыкупами товаров полную предоплату. "Она практически полностью устраняет проблему невыкупов и связанные с ней последствия, – пояснил Федоров. – Как только появляется возможность заказывать в ПВЗ без оплаты, сразу возникает проблема с 20% невыкупов. Но это не проблема покупателей, а проблема бизнес-модели, которая допускает такие ситуации".

 

Лиана Липанова

Источник: www.vedomosti.ru