В столице 1 декабря начался проект «Зима в Москве». Он призван объединить все зимние праздничные акции. В рамках «Зимы в Москве» будет реализован специальный проект для бизнеса, а самые креативные предприниматели и граждане получат гранты и денежные призы. Как подобные инициативы влияют на рост продаж и туристическую привлекательность столицы – в статье «Ведомости. Москва 2030».
Инициатива властей
Проект «Зима в Москве» для бизнеса реализуется столичным департаментом торговли и услуг, департаментом предпринимательства и инновационного развития, а также комитетом по туризму города Москвы. Цель – привлечь предпринимателей к праздничному оформлению фасадов точек продаж, гостиниц, офисов.
Новый проект – продолжение аналогичной инициативы «Лето в Москве» – объединил в себе все активности (фестивали, события и акции, в частности «Укрась город»).
Проект финансируется из средств городского бюджета. Всего в рамках проекта «Зима в Москве» действует три вида поддержки: призы для победителей конкурса на лучшее оформление, премии за лучший дизайн-проект, а также гранты.
Призовой фонд конкурса для бизнеса на лучшее праздничное и тематическое оформление, в том числе с применением инновационной и высокотехнологичной продукции, составляет 700 млн руб. Это больше, чем аналогичный призовой фонд сезонного конкурса, проведенного в рамках проекта «Лето в Москве» (500 млн руб.).
Другая мера поддержки бизнесменов в рамках проекта «Зима в Москве» – возможность компенсировать затраты на зимнее оформление для первых 100 участников. Грант в размере до 2 млн руб. предусмотрен для любого предприятия торговли, общепита, услуг и гостиничного бизнеса, зарегистрированного в Москве, в том числе торговых центров. Город компенсирует стоимость разработки проекта, работы по доставке и монтажу оформления, а также покупку оборудования, материалов и программного обеспечения.
Еще один конкурс – на лучший проект праздничного и тематического оформления – проводится среди физических лиц и коллективов (урбанисты, архитекторы, дизайн-бюро и проектные студии и др.) в трех номинациях: «Лучший проект оформления витрин и входных групп», «Лучший проект оформления здания», «Лучший проект оформления общественных пространств». Приз для победителей – 3 млн руб., за второе место – 2 млн руб., за третье – 1 млн руб.
По мнению столичных властей, гранты и премии нужны как для поддержки бизнеса, так и для формирования современного дизайна городской среды и архитектурно-художественного облика столицы. Благодаря конкурсам и грантам находятся специалисты и творческие команды, которые разрабатывают передовые дизайнерские решения. Эффективность доказана временем: конкурс на лучшее праздничное оформление проводится в Москве с 2022 г.
Первоначально мэрия поддерживала самые оригинальные торговые точки, магазины, кафе, салоны, витрины на первых этажах домов или входные группы. Теперь на победу в конкурсе на лучший проект праздничного и тематического оформления могут претендовать команды, которые также разработали дизайн-проект общественного пространства – площади, сквера, бульвара, улицы, парка и прочих прилегающих территорий.
Председатель комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере туризма Юрий Барзыкин отмечает, что в настоящее время Москва не единственный город, где власти сотрудничают с бизнесом в подготовке к праздникам. Практика конкурсов и грантов общероссийская, она направлена как на улучшение качества жизни горожан, так и на привлечение туристов, поясняет он.
В то же время политика правительства Москвы в плане взаимодействия с бизнесом неоднократно отмечалась экспертами как образцовая. В регионах появляются хорошие инициативы, но остается вопрос их реализации, отмечает учредитель компании «Тимджет» (занимается гостиничным бизнесом) Алексей Корнеев.
По его словам, в Москве новая мера поддержки предпринимателей продумана с точки зрения реализации: бизнес получает подробные инструкции по взаимодействию с чиновниками. Это упрощает организацию собственных мероприятий (фестивали, тематические ярмарки, шоу) и позволяет получить широкую информационную поддержку, указывает Корнеев.
Для небольших компаний в 2024 г. доступны 144 площадки для бронирования активностей (мастер-классы, лекции, открытые тренировки, благотворительные акции и т. д.), продолжает он. «Для этого достаточно обратиться через онлайн-портал zima.mos.ru и в течение 72 часов получить ответ, что очень оперативно», – отмечает эксперт.
По мнению Корнеева, эти меры помогут значительно увеличить туристический поток, что позитивно повлияет на гостиничный бизнес Москвы.
В настоящее время в Москве уделяется гораздо больше внимания праздничному оформлению в ресторанном бизнесе, говорит российский ресторатор, бизнесмен, президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров. Он отмечает, что субсидии от города направлены на сегмент средней ценовой категории, хотя претендовать на них может любая точка продаж, салон, кафе или отель, фасад которых находится на первой линии. «Это прежде всего предприятия, которые привыкли считать деньги», – полагает эксперт. При этом подсчитать, как окупаются инвестиции в оформление входной группы и зала, практически невозможно, поскольку в течение года залы неоднократно обновляются под различные праздники, добавляет он.
Значение для бизнеса
Бизнес сходится во мнении, что любые меры поддержки предпринимателей имеют большое значение. Управляющий партнер аналитического агентства «ВМТ консалт» Екатерина Косарева отмечает, что затраты на новогоднее оформление для бизнеса достаточно высоки: цена на услуги по оформлению фасада начинается от 100 000 руб., световое оформление фасада ТРЦ – от 300 000 руб., оформление елки – от 200 000 руб., украшение витрин – от 100 000 руб. «Отдельному предприятию требуется несколько видов услуг одновременно для создания общей композиции. Плюс расходы на оформление внутри здания может фактически удвоить ценник», – говорит она. Поэтому гранты, по мнению Косаревой, важны, хотя и не позволяют покрыть все затраты.
Директор партнерских программ CM International урбанист Ольга Ахсянова обращает внимание, что при этом ошибочно полагать, что все силы в украшении облика города будут направлены исключительно на центральные коммерческие объекты. «Локальные объекты в спальных районах, где зачастую отсутствует значительная культурная инфраструктура, также нуждаются в креативном оформлении, в создании настроения. Кастомизированный подход позволяет подчеркнуть уникальную идентичность районов», – говорит она.
По мнению урбаниста, механизм компенсации части затрат позволяет бизнесу сохранить за собой инициативу и проявить индивидуальность. «Работа исполняется более качественно, своевременно, без формализма, отсутствует скучное однообразие», – подчеркивает Ахсянова.
Генеральный менеджер отеля Radisson Blu Belorusskaya Нелли Бабалян отмечает важность расширения географии конкурса за пределы ТТК. «Люди большое значение придают эстетической составляющей места, где они будут жить, проводить время, пользоваться услугой и т. д. Это своего рода имидж, визитная карточка города, которая запоминается», – считает она.
Подобные проекты также способствуют налаживанию коммуникаций между бизнесом и чиновниками – правительством Москвы, префектурами, районными управами и т. д., говорит инвестор и основатель международного ресторанного гида GreatList.ru Александр Сысоев. По его словам, внимание и поддержка властей в этом случае даже более важна, чем гранты. «Город стал уделять внимание вопросам оформления точек продаж, и это ценно для бизнеса. Бизнес хочет сделать приятное своим клиентам – жителям города и его гостям, а мэрия это поддерживает и мотивирует», – сказал он «Ведомости. Москва 2030».
Особенно важно качественное праздничное оформление для ресторанного бизнеса, говорят эксперты. Создатель Perelman People и сооснователь Sage Владимир Перельман напоминает, что в Москве, особенно в центре, очень высокая конкуренция. «На «гастрономических улицах» буквально за каждой соседней дверью – новый ресторан. Столичный гость приходит не только за едой, он приходит за атмосферой, и эта атмосфера начинается еще с улицы. Красивое и креативное оформление ресторана добавляет заведению ценности», – указывает он.
«Участие в проекте также позволяет бизнесу повысить узнаваемость и продажи товаров», – говорит основатель косметического бренда Nikk Mole Людмила Клименко. «Маркет волшебства «Сделано в Москве» в рамках фестиваля «Зима в Москве» будет располагаться в лучших точках города, на наиболее популярных среди москвичей и туристов улицах. Это огромная удача: далеко не каждый бренд может себе позволить выбрать такие локации для продажи», – говорит она.
Анна Суркова