Об основных тенденциях туристической отрасли рассказали в «Интерфаксе»

Санкт-Петербург за 9 месяцев 2023 года посетили 7,8 млн туристов, что на 10% больше, чем за аналогичный период предыдущего года, сообщил на пресс-конференции в «Интерфаксе» председатель Комитета по развитию туризма Сергей Корнеев.

«Все больше российских городов понимают необходимость поддержания исторического наследия. Города стали бороться за туристов, значит растет конкуренция и улучшается качество предложений для гостей. Петербург за 9 месяцев посетили 7,8 млн туристов, это на 10% больше, чем за 9 месяцев 2022 года. В 2022 году за весь год цифра была 8 млн», - сказал председатель Комитета.

За 9 месяцев Петербург посетили 384 тыс. иностранных туристов. «Это на 39% больше, чем за прошлый аналогичный период. Становится больше гостей из Белоруссии, Китая и Ирана», - сказал Корнеев. Он подчеркнул, что за два месяца работы электронных виз их оформили 70 тыс. иностранцев. 8 тыс. из них приезжают непосредственно в Северную столицу.

Кроме того, растет доля делового туризма. Если в прошлом году она составила 12%, то в этом году будет 15-20%.

Член экспертного совета Российского союза туриндустрии Юлия Кислова отметила, что основными преимуществами туристических объектов Санкт-Петербурга называют красоту и величие, интересный контент, историческое наследие и посещение с детьми. «Доходы средств размещения Петербурга за 9 месяцев могут составить 42 миллиарда рублей, превысив уровень января-сентября 2019 года на 16%», - подчеркнула эксперт.

Председатель Комитета по предпринимательству в сфере туризма Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты, генеральный директор туроператора «Интурист» Александр Мусихин добавил, что так как россияне стали больше ездить в Санкт-Петербург, наметилась тенденция по раннему бронированию в гостиницах. Срок вырос до полугода. «Туры в Турцию в этом году подорожали в два раза, поэтому туристы выбрали сокращение времени пребывания, в среднем с 9 до 7 дней. Кроме того, стоит отметить, что туристы стали более разборчивыми и обращают внимание не только на звездность отелей, но и событийность», - сказал он.

По оценкам туроператора «Интурист», спрос на туры на внутренних направлениях в уходящем летнем сезоне-2023 вырос на 15%.

Как рассказал на пресс-конференции Александр Мусихин, чаще всего россияне, и петербуржцы, в частности, путешествовали на курорты Краснодарского края (50% от всех внутренних бронирований). Также в топе спроса были курорты Кавказских Минеральных вод, Крым, Москва, Подмосковье, Дагестан, Калининград, Казань и Алтай. В сравнении с прошлым годом увеличилось количество коротких поездок в Ленинградскую область и Карелию.

«В Санкт-Петербург теперь приезжает много семейных туристов с детьми. Стали больше востребованы экскурсионные туры. Меняются и предпочтения туристов. Помимо традиционных объектов показа, путешественники больше интересуются авторскими экскурсиями, общественными и арт-пространствами. Это стимулирует туроператоров включать такие объекты и новые точки притяжения в стандартные программы по Санкт-Петербургу», – рассказал глава Комитета СПб ТПП. 

По наблюдению эксперта, при планировании поездки в Санкт-Петербург туристы стали намного более разборчивыми. «Если раньше они больше ориентировались на то, куда поехать, и какой звездности будет их отель, то сейчас обращают внимание и на событийную афишу в Петербурге. Так, продажи туров на даты, когда проходил SUP-фестиваль, выросли в 5 раз», – констатировал Александр Мусихин.

Ослабление курса рубля и подорожание авиабилетов оказали существенное влияние на динамику бронирований на выездных направлениях, однако россияне не отказались от поездок за рубеж.

«Спрос на заграничные туры вырос примерно на 10% по сравнению с 2022 годом. Лидером продаж была Турция, несмотря почти на двукратное подорожание туров. Средняя стоимость тура в Турцию составила примерно 100 тыс. рублей на одного человека», – рассказал Александр Мусихин.  

В ТОП-3 летних продаж сезона-2023 также вошли ОАЭ и Египет. Популярен Таиланд, а также другие страны Юго-Восточной Азии, куда россияне летают чаще всего со стыковками в Стамбуле и Дубае.

Увеличиваются продажи туров в страны ближнего зарубежья. В лидерах – Армения и Казахстан, с возобновлением прямого авиасообщения прибавляет в спросе и Грузия.

По объективным причинам въездной турпоток остается заметно меньше уровня допандемийного 2019 года, хотя определенные драйверы для его активизации есть. Один из них – соглашения о безвизовых поездках для организованных групп туристов из Ирана и Китая.  Как отметил эксперт, пока этот механизм «ожидаемого влияния на въездной поток не оказал, так как был поздно запущен и не до конца обкатан».

Драйвером для восстановления въездного туризма в РФ является и запуск электронной визы, получить которую могут граждане 55 стран.  Несмотря на некоторые вопросы к этому инструменту (например, большое количество пунктов в анкете), электронная виза может сыграть важную роль в привлечении иностранных туристов – но уже в следующем сезоне. 

Россия остается интересной для иностранных гостей не только из-за культурно-исторического наследия, но и ценовой доступности туристических и сопутствующих услуг.

Благодарим информационное агентство «ИНТЕРФАКС СЕВЕРО-ЗАПАД» за предоставленные материалы.