С 2018 года Торгово-промышленная палата Российской Федерации последовательно ведет системную работу по развитию семейного предпринимательства, реализуя проект «Семейные компании России». Его цели и задачи соответствуют приоритетам деятельности Правительства России по поддержке и развитию семьи как основы общества, повышению благосостояния и уровня качества жизни граждан страны, формированию благоприятных условий и комфортной среды.
Елена Дыбова, вице-президент ТПП России, подчеркивает, что «финансово независимая и устойчивая семья имеет отличную возможность для того, чтобы вырастить много детей, воспитанных в духе патриотизма, любви к труду и готовности быть предпринимателем, думающем не только о собственной прибыли, но и готовым улучшать жизнь вокруг себя. Такие семьи как раз позитивно влияют на демографическую обстановку в стране в целом и в отдельных ее регионах – ведь дети из таких семей не уезжают со своей малой родины в другие регионы в поисках лучшей жизни, они создают дома ее самостоятельно, закладывая основу для будущих поколений. Кроме того, дети, выросшие в таких семьях, сами в дальнейшем создают семьи с несколькими детьми, формируя, таким образом, настоящие семейные бизнес-династии».
Как существующий практический опыт, так и различные исследования ТПП России подтверждают, что именно общее семейное дело – та самая уникальная семейная ценность, которая сплачивает всех членов семьи в устойчивый и развивающийся коллектив единомышленников всех возрастов. А крепкая и успешная семья, в свою очередь, является эффективной точкой роста экономики местного уровня и практическим примером успеха для других семей, что особенно важно для социально-экономического развития таких регионов страны, которые обладают серьезным потенциалом для развития, но испытывают недостаток кадров, как, например, Дальний Восток.
Однако для того, чтобы семейные компании могли полностью реализовать свой стратегический потенциал как инструмента решения важнейших задач государственного уровня, необходимо сформировать соответствующую законодательную и деловую среду. Причем, во многих дружественных странах уже накоплен успешный практический опыт подобной законодательной деятельности: отдельные законы или НПА действуют в Азербайджане, Армении, Казахстане, Объединенных Арабских Эмиратах, Сербии, Узбекистане и т.д.
ТПП России ведет активное взаимодействие с Правительством России, Советом Федерации и Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, профильными министерствами и ведомствами по продвижению законопроекта, закрепляющего понятие «семейное предприятие» на национальном уровне. Пока этот законопроект все еще находится в работе, но отдельные субъекты РФ, не дожидаясь федерального закона, уже принимают такие законы на своем уровне: понятие «семейное предпринимательство» закреплено в Нижегородской, Рязанской, Владимирской, Тамбовской, Кировской и Саратовской областях, Камчатском крае, Республике Башкортостан и Саха (Якутия).
«Очень приятно отметить, - сказала Елена Дыбова, - что на этой неделе еще в двух регионах приняты подобные законы. Законодатели Самарской и Ростовской областей единогласно поддержали инициативу территориальных торгово-промышленных палат. Это особенно актуально в Год семьи, и я уверена, что благодаря такой основе семейные компании смогут выстроить свою стратегию на многие десятилетия вперед, создавая семейные бизнес-династии и формируя фамильные бренды, чтобы расти и процветать во благо России и всех ее жителей», - подчеркнула Елена Дыбова.
Департамент реализации специальных проектов, А. Ермошин