Медиа — технологически одна из наиболее быстро развивающихся сфер экономической деятельности, за которой не успевает законодательство. Как считает председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций Игорь Потоцкий, это является большой проблемой для отрасли, как и то, что в законодательстве чрезвычайно много неопределенности по поводу основополагающих аспектов деятельности медиа.
По его мнению, последние годы деятельности медиа и многочисленные обсуждения на заседаниях Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций в очередной раз показали, что вся сфера медиа, к которой в данном случае можно отнести и рекламу — это зона едва ли не самых больших пробелов в законодательном регулировании экономики.
К примеру, на совместном заседании Совета ТПП РФ по интеллектуальной собственности и Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций тема «Ответственность за нарушение исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности в полиграфическом бизнесе» как предмет обсуждения не имела бы под собой никаких оснований, если бы в законе были определенно сформулированы границы и формы этой ответственности.
«Должна ли типография знать о том, обладает ли заказчик правами на изображения или товарные знаки, которые содержатся в его заказе? Должна ли типография проверять правомерность действий заказчика? Закон не обязывает типографию в каждом случае проводить такую проверку и запрашивать у заказчика полный набор документов, подтверждающих правомерность его действий. И не определяет исчерпывающим образом сферу и меру ответственности типографии», - задается вопросами председатель комитета.
Либо такая ответственность установлена, и тогда понятно, как именно должна проводиться такая проверка, кто должен ее оплачивать, либо ее нет, и претензии правообладателей смогут быть обращены только к заказчику, потому что типография не занимается распространением объектов интеллектуальной собственности. Или занимается, и по аналогии с нормами законодательства о защите авторских прав, где хранение материала рассматривается как форма использования авторских прав на него, изготовление или тиражирование объектов интеллектуальной собственности, у типографии должно квалифицироваться как распространение. Но это все умозаключения, которые не подтверждены законодательными нормами.
Можно ли в договоре между типографией и заказчиком прописать ответственность заказчика за все возможные нарушения прав третьих лиц? Можно. Но, по аналогии с претензиями, которые Роскомнадзор предъявляет к телевизионным вещателям по поводу нарушений законодательства о защите детей от вредоносной информации или защите населения от последствий курения и т.д., все попытки вещателя переложить ответственность в договорах на поставщиков контента ничтожны. Суды исходят из того, что ответственность несет вещатель. Кто «вещатель» в отношениях между типографией и заказчиком?
Игорь Потоцкий подчеркнул, что отрасль сейчас переживает радикальное переосмысление того, что такое телевизионное вещание. Это настолько принципиальный вопрос, что в 2023 году АКАР (Ассоциация Коммуникационных агентств России) впервые отказалась в общем объеме рекламы выделять сегмент телевидения, потому что непонятно: вещание в интернете — это телевещание или интернет. «У нас с 1991 года, когда начались и закончились попытки принять закон, регламентирующий телевизионную сферу, нет закона о телевизионном и радио вещании. Мы 25 лет занимаемся деятельностью, которая юридически никак не определена, также нет установленного разделения на “федеральные» и “региональные» медиа, тогда как именно этими определениями обусловлены введенные государством ограничения на деятельность одних вещателей относительно других при их формальном равенстве перед законом», - отмечает Игорь Потоцкий .
Это старые, давно известные проблемы, у которых до сих пор нет решения. И к ним успешно добавляются все новые и новые. Блогосфера и деятельность маркетплейсов в интернете юридически гораздо более свободна от законодательных ограничений, чем традиционные медиа. На каком основании? И каждый раз, когда возникает проблема с тем, что, например, не удается проследить финансовые потоки от рекламы в блогосферы, возникают новые ограничения и требования для зарегистрированных СМИ. Разумеется, поиск ключей под фонарем гораздо удобнее, чем там, где они потеряны. Но такой подход к регулированию очень быстро развивающейся сферы погружает ее во все более глубокий юридический хаос, в котором на ходу изобретаются самодеятельные правила. По масштабам неожиданных последствий это весьма, надобно заметить, опасное занятие.