Сергей Петровский: «У предпринимателей есть стремление развиваться»

Президент Торгово-промышленной палаты Воронежской области – о мерах поддержки бизнеса и его мотивации

 

Воронежский бизнес, как и всё российское предпринимательство, адаптировался к условиям работы под давлением западных санкций, научился оперативно реагировать на вновь возникающие угрозы, нашёл новых деловых партнёров и продолжает развиваться.

О том, какие новые вызовы стоят перед предпринимателями и на какую поддержку государства они могут рассчитывать, в интервью «Коммуне» рассказал президент Торгово-промышленной палаты Воронежской области Сергей Петровский.

 

– Сергей Владимирович, сегодня один из главных вызовов для бизнеса – дефицит кадров. Насколько остро стоит эта проблема перед воронежскими предпринимателями?

– Нехватка кадров сейчас ощущается практически во всех отраслях. Наиболее чувствительное звено в бизнесе, и не только воронежском, – производственная сфера. И это с учётом того, что современный завод – уже далеко не такое технически отсталое предприятие, как ещё 10–15 лет назад, как правило, обеспеченное заказами, перспективное, с достаточно высокими по сегодняшним меркам зарплатами.

– Тем удивительнее, что на производство не спешат те, кому нужна работа… На ваш взгляд, почему?

– Считаю, что это связано с большим оттоком кадров в непроизводственные отрасли экономики (сферу услуг, торговлю).

Например, во время пандемии у нас резко выросло количество курьеров. К этому стоит добавить массу профессий, представители которых перешли на удалённый режим работы и так с него и не вернулись.

То есть, люди получили новый жизненный опыт, ощутили определённую свободу. Как теперь привлечь их в реальный сектор экономики, на производство–сложный вопрос. Дело здесь даже не в размерах зарплаты, а в изменении ментальности…

– Что же делать? Как выходить из ситуации?

– Такими вопросами задаются не только руководители предприятий, но все, кто так или иначе отвечает за дальнейшее развитие экономики страны. Необходимы свежие идеи, чтобы подвигнуть людей, занятых в непроизводственном секторе, перейти на производство. Очевидно, что сегодня рынок труда формирует не работодатель, а работник, за которого бьются. Идут серьёзные изменения во взаимоотношениях работодателя и работника. Бизнесу придётся осмыслить тот факт, что удержать сотрудника можно не только достойной зарплатой, но и улучшением его социального положения. Вспомните, как в советские времена крупные предприятия предоставляли лучшим рабочим жильё, путёвки в санатории, летние детские лагеря и т. д. Плюс обучали за свой счёт.

– Возможно, такое по силам крупному бизнесу, а среднему и малому на что рассчитывать?

– Ну, зачастую и крупный бизнес не готов так вкладываться. Руководитель рассуждает: я обучу человека за свой счёт, а он возьмёт и уйдёт к конкурентам. В данной ситуации реального механизма, чтобы удержать работника, нет. И простого ответа на ваш вопрос нет. Предстоит долгое переформатирование профориента ционной деятельности, работы Центров занятости, связки «школа – учреждение среднего профессионального образования – работодатель». Кадровый вопрос должен решаться со школы. Там человеку дадут правильное направление на путь профессионального и высшего образования. Дальше–обучение тому, что сегодня нужно бизнесу. Наконец, – правильная адаптация выпускника на предприятии.

– С какими ещё вызовами сегодня сталкивается предпринимательское сообщество?

– С серьёзным ростом издержек. Мы все видим, как стремительно растут тарифы на электроэнергию, различные виды сырья. А ещё, чтобы спокойно вести бизнес, сегодня надо соблюдать всё больше материально затратных требований.

Это вопросы, связанные с охраной труда, маркировкой товаров, функционированием единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) для предприятий торговли. Предпринимателю для этого надо купить специальное оборудование, программное обеспечение и т. п. И мы понимаем, что любая дополнительная финансовая нагрузка неизбежно вынудит бизнесмена поднимать цены на конечный продукт.

– Стремление расти – естественное дело для бизнеса. Какую поддержку в этом ему оказывает государство?

– Понятно, что в связи с геополитической ситуацией горизонт планирования у бизнеса сегодня невелик: на пять лет вперёд никто не планирует. Вместе с тем правительство готовит большие изменения всей платформы, на которой работают коммерческие предприятия. Как и сейчас, они будут встроены в большие нацпроекты, самые значимые из которых «Эффективная и конкурентная экономика», «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности», «Кадры». Участие в них предполагает значительное количество финансовых и нефинансовых мер господдержки. Например, льготное кредитование через Фонд развития промышленности.

– У каких воронежских предприятий есть шансы плотно войти в эти нацпроекты?

– Если говорить о нацпроекте «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности», то, как известно, на территории нашего региона выстроена вся цепочка: от производства сельскохозяйственной техники, семенного фонда, выращивания молодняка продуктивных животных – до производства сельхозпродукции и её последующей переработки. Губернатор Александр Гусев постоянно напоминает: «Нам нужна глубокая переработка того, что мы производим. Хватит вывозить из региона сырьё». И наш бизнес активно участвует в этом процессе. Растёт число перерабатывающих предприятий, а также производящих элементную базу для оборудования, которое используется в мясной, молочной, мукомольной и других отраслях. С федеральной подпиткой такие компании, разумеется, будут в выигрыше.

– А на какие виды госпомощи могут рассчитывать частные предприятия?

– Крупные предприятия смогут получить субсидию на запуск нового проекта, модернизацию оборудования либо выпуск нового продукта. В первую очередь, конечно, меры поддержки гарантированы компаниям, имеющим инновационную составляющую, что позволит им сделать качественный скачок в своём развитии. Малые и средние компании смогут получить до 70% компенсации при разработке научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Подчеркну: главная мотивация любого предпринимателя–получение прибыли. А что он будет с ней делать, здесь уже у каждого свой подход. Возможно, пустит прибыль на развитие бизнеса, его масштабирование. А, может быть, вложит её в какие-то социальные проекты или отдаст на благотворительные цели. В любом случае у бизнесменов есть стремление развиваться. Есть проекты, ждущие реализации. Главное, чтобы позитивному настрою бизнес-сообщества сопутствовал благоприятный деловой климат с хотя бы относительно стабильными условиями в наших довольно изменчивых обстоятельствах.

 

Беседовала Наталья Столповская
«Коммуна», №43 (27225), 23 октября 2024 г.

Источник: communa.ru