13 октября в Арбитражном Суде Пермского края состоялся круглый стол по теме Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ, где эксперты обсудили проблемы, практику, перспективы развития.
Организаторами мероприятия выступили "Пермский профессиональный клуб юристов", Пермская ТПП, компания "ТелекомПлюс", Арбитражный суд Пермского края, Министерство финансов Пермского края, Управление антимонопольной службы по Пермскому краю, Прокуратура Пермского края, Министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края и Боровых Юлия Сергеевна, эксперт-практик и преподаватель в сфере закупок, председатель Пермского отделения Гильдии отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам, общественного помощника Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Пермском крае.
Пермскую ТПП на мероприятии представляла Лилия Ширяева, директор АНО «СОЮЗЭКСПЕРТИЗА - Пермь», выступившая в роли модератора, и Татьяна Мачихина, директор департамента образовательных программ Союза «Пермская торгово-промышленная палата», эксперт Совета торгово-промышленной палаты Российской Федерации по развитию контрактной системы и закупочной деятельности корпораций и компаний с государственным участием, выступившая в роли спикера.
С приветственным словом обратилась Елена Кульбакова, заместитель председателя Арбитражного суда Пермского края:
«Уже десять лет, как мы работаем по 44-ФЗ, и нужно признать, что это сложный и постоянно совершенствующийся закон. Он требует быстрого реагирования на законотворческом уровне. За все время его существования было внесено 102 изменения, которые затронули каждый момент применения закона. Все, кто связан с 44-ФЗ должны постоянно держать руку на пульсе. Желаю всем сегодня продуктивного диалога.»
Все спикеры согласились с Еленой Васильевной в той части, что трактовка 44-ФЗ иногда бывает довольно неожиданной, и очень важно выходить на такие открытые встречи, чтоб доносить друг другу информацию о позиции контролирующих органов, органов власти и рассказывать о складывающейся правоприменительной практике.
Как раз о таких спорных моментах и реакции на них со стороны регулирующих органов рассказал в своем докладе Алексей Зарубин, министр по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края.
«Когда мы проводим конкурс как заказчик, то ищем баланс между ценой и качеством, нам важна не только стоимость услуги, но и уверенность в том, что поставщик достаточно компетентен в этом вопросе,»- начал Алексей Сергеевич. Он рассказал, что законом предусмотрено право заказчика устанавливать в критериях оценки «квалификация участников закупки» предельные минимальные и/или максимальные значения характеристик по показателю «наличие опыта». Отсутствие в этом вопросе единого подхода приводит к абсурдным ситуациям, когда, например, поставщики дробят договоры по одному заказу на несколько, чтоб соответствовать условиям заказчика. Алексей Сергеевич предложил присутствующим подумать над этим вопросом, и был рад услышать мнения по поводу его решения.
Его поддержал Александр Плаксин, руководитель Пермского УФАС России, сказав, что со стороны работы своего ведомства не видит единообразного решения вопроса. Разобрав примеры, приведенные Алексеем Сергеевичем, Александр Владимирович рассказал, в каких случаях минимальные и максимальные значения контракта приводят к ограничению конкуренции, а в каких нет, и почему УФАС может выдать предписание. Основной же темой докладчика стало рассмотрение обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков, завершающееся включением/не включением и размещением информации.
«УФАС не решает спор между поставщиком и заказчиком, а оценивает поведение поставщика и правомерность его действий,» - подвел итог Александр Владимирович, но слушатели не спешили отпускать его с трибуны и задали несколько вопросов.
Кроме описанных выше вопросов, была поднята тема установления момента передачи и приемки по 44-ФЗ, так как она напрямую связана с расходованием бюджетных средств. Рассмотрев сложность формулировки данного пункта в Законе, спикеры пришли к выводу, что здесь возможна разработка другой формулировки либо пояснительной записки для минимизации рисков.
Вопрос дополнительных закупок у единственного поставщика на основе анализа судебной практики рассмотрела Юлия Боровых, эксперт-практик и преподаватель в сфере закупок. Её доклад получился очень динамичным и информативным. Она уточнила, что количество дел, рассматриваемых по правоприменению данного Закона, растет. Насколько единообразно стороны будут соблюдать принципы честности и законности, настолько продуктивнее всем удастся работать в сфере госзакупок.
Мачихина Татьяна Валерьевна, директор департамента образовательных программ Союза «Пермская ТПП», поделилась мнением, что необходимо исключить двойственность нормативно-типовых контрактов, которые приняты федеральными органами.
«Некоторые типовые контракты нужно отменять, либо издавать отдельные постановления о порядке их применения. А относительно новых внести изменения в законодательство о закупках. Роме того, очень важным представляется момент урегулирования срока вступления в силу НПА, так как формулировка «через 7 дней» зачастую не оставляет возможности изучить документ и перестроить работу.»
Система закупок для государственных и муниципальных нужд давно и прочно вошла в деловой оборот. Тем не менее, эта тема вызывает постоянный интерес у профессиональных контрактных управляющих, юристов и других специалистов, связанных с закупками. Неслучайно в последние годы специалисты по закупкам стали очень востребованы не только в государственном, но и в коммерческом секторе. Организаторы благодарят всех спикеров и участников круглого стола, и надеются на дальнейшие продуктивные встречи и такие же активные обсуждения в ходе выступлений.
Пермская ТПП