Почти 40 территориальных ТПП приняли участие в межрегиональном форуме «Креативные регионы: экономика талантов». Он состоялся в онлайн-формате 27 августа 2024 года. В ходе форума его участники обсудили изменение в законодательстве и рассмотрели наиболее успешные региональные проекты в сфере креативных индустрий.
Первый комитет по развитию креативных индустрий при ТПП РФ был создан еще в бытность Евгения Примакова, напомнил коллегам Егор Иванков, председатель Комиссии по развитию креативных индустрий Совета по финансово-промышленной и инвестиционной политике ТПП РФ. Совет совместно с ТПП Ростовской области и Федерацией креативных индустрий выступили организаторами первого межрегионального форума в системе ТПП РФ на тему: «Креативные регионы: экономика талантов».
Управление нематериальными активами - это вопрос не новый, он был актуален еще со времен СССР, однако впервые в истории России креативные предприниматели получили специальный закон, регулирующий их деятельность. В феврале 2025 г. вступает в силу Федеральный закон № 330-ФЗ от 08.08.2024 «О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации», который определяет меры и объемы государственной поддержки субъектам КИ. Торгово-промышленные палаты, которые также работают в России на основе специального закона, могут стать важнейшим механизмом в развитии креативных индустрий внутри регионов, уверен Егор Иванков.
Интерес к теме развития креативных индустрий со стороны территориальных ТПП крайне высок, об этом говорит география участников форума: от Калининграда до Якутии, - отметила в приветственном слове вице-президент ТПП Ростовской области Светлана Абдулазизова. Она напомнила, что Ростовская область первой в системе ТПП организовала отраслевой комитет по развитию креативных индустрий и бизнеса в сфере культуры, а также в числе первых субъектов РФ заключила соглашение с Агентством стратегических инициатив по внедрению регионального стандарта развития креативных индустрий. Подробнее об этой работе, а также о нормах нового законодательства рассказала председатель Комитета по развитию креативных индустрий и бизнеса в сфере культуры ТПП Ростовской области Оксана Коростиева.
Креативные индустрии многофункциональны. С одной стороны, они могут быть инструментом геобрендинга, продвигающими привлекательность территорий и помогающими снизать отток трудоспособного населения. С другой стороны, меняется не только среда, но и возможности промышленности. Так, применение промышленного дизайна позволяет на 10-12% продавать продукцию выше среднего ценника по рынку, не теряя при этом своего потребителя. Все это существенные факторы повышения конкурентоспособности. Федеральный закон № 330-ФЗ разделил креативные индустрии условно на 4 группы:
- индустрии, основанные на историко-культурном наследии;
- индустрии, основанные на произведениях культуры и искусства;
- индустрии, основанные на телекоммуникационных и информационных технологиях;
- индустрии, основанные на прикладном творчестве.
Также в законе определены меры господдержки в сфере КИ, даны определения субъекта креативных индустрий и креативного кластера. По сути, закон носит рамочный характер, и еще только предстоит создать базу нормативно-правовых актов, в том числе и по вопросам отнесения в Единый реестр субъектов КИ,- отметила Оксана Коростиева. Она убеждена, что региональные ТПП могут и должны принять активное участие в этой работе.
На Москву и Санкт-Петербург приходится более 40% от всех занятых в креативной экономике страны. Вместе с тем, столичный регион далеко не определяющий в развитии федеральных трендов развития КИ, сообщил Игорь Намаконов. В частности, он привел примеры регионов, которые были первопроходцами в России и уже на основе полученного ими опыта, их инициативы получали развитие на федеральном уровне. Он привел в примеры опыт Якутии, Нижнего Новгорода, Калининграда и других регионов.
Важно не атомизироваться, а использовать практики других регионов для своей работы, особенно в этот период. Очень важно уже сегодня создавать магниты точек притяжения для креативных предпринимателей. Это очень важный аспект развития в том числе потребительского спроса. Люди просто не знают о том, что производят в их регионе или в соседней губернии. Важно создать возможность познакомиться с предпринимателями, посмотреть на их продукты, на их сайты и даже купить - это то, чего сейчас сильно не хватает. Привычные места покупки, которые на сегодняшний момент существуют, пока не в полной мере отражают вот эти креативные индустриальные возможности в каждом отдельном регионе, подчеркнул Игорь Намаконов.
Ростов-на-Дону, как один из организаторов онлайн-форума, поделился своим опытом в создании уникального креативного пространства, которое, по сути, стало магнитом для креативных предпринимателей города. Об уникальном проекте Д30 рассказала представитель перформативного пространства D30 Дарья Иванчук.
Ревитализация старых промышленных объектов – это тренд, который заразил своими возможностями ростовских предпринимателей еще в далеком 2019 году. Именно тогда было куплено одно из двух зданий D30. Оно насчитывает более 200 лет, и когда-то там был доходный дом римско-католической церкви. Второе здание 1954 года приобрели годом позже — в пандемию, в 2020-м. По словам собственников, несмотря на возраст и каменную постройку, помещения мало напоминали залитые светом комнаты с высокими потолками и большими окнами. Вот тут и понадобился креатив, чтобы из каменного сарая сделать привлекательное модное место в старом центре купеческого Ростова-на-Дону. Итог: рост капитализации объекта вырос в 3 раза, рентный доход - в 4 раза. Но самое главное – это то, что трудно просчитать, – это особая атмосфера. На территории Д30 произошло зарождение частного театра, спектакль которого в 2023 году вошел в лонг-лист «Золотой Маски» и был высоко отмечен таким мастером сцены, как Сергей Безруков. Все спектакли на подмостках D30 пользуются стабильным зрительским успехом. Частный театр получил высокую оценку коллег со всей России и был отмечен театральными критиками высочайшего уровня. Также в D30 работает театральная студия имени Николая Ханжарова – заслуженного артиста России, где актерскому мастерству обучают взрослых и детей.
Резиденты Д30 подобраны не случайно – это определенная экосистема, поддерживающая высокую плотность социальных связей внутри, рассказывает Дарья Иванчук. Так, первым резидентом пространства стала школа диджеинга и написания музыки – Tochka DJ. Сегодня двор Д30 стал прикладной концертной площадкой для музыкального сообщества вместимостью 200-300 человек, здесь организуются небольшие концерты под открытым небом и сдаются выпускные экзамены учеников. На территории Д30 работает шоурум кастомного дизайнера, мастерская авторских украшений, магазин виниловых пластинок, шоурум винтажных аксессуаров, специалистов из сферы дизайна и архитектуры, коммерческой службы консалтинговой направленности, а также коктейльный бар, спешиалти кофейня и ресторан китайской кухни. Это не только пространство талантливых, модных и молодых, это еще точка сборки социально-активных ребят, которые направляют свои усилия, в том числе и на благотворительные и социально-значимые проекты. Именно такие пространства выигрывают соревнование за умы и таланты молодежи, которая хочет жить в России.
Опыт Ростова-на-Дону получил высокую оценку коллег из регионов. Вместе с тем, креативные пространства хороши тем, что они уникальны, и каждый город использует свои преимущества для привлечения креативных предпринимателей. О креативном лице промышленного города Выкса рассказала Полетаева Ксения, руководитель культурных проектов БФ «ОМК-Участие». С передовым опытом развития креативных кластеров Республики Саха (Якутия) познакомил руководитель Дальневосточного проектного офиса Центра развития креативной экономики АСИ, Генеральный директор АО «Корпорация развития Республики Саха (Якутия)» Афанасий Саввин. Президент Союза «Торгово-промышленная палата Волгоградской области» Вадим Ткаченко рассказал об опыте развития КИ в Волгограде, в том числе благодаря двум отраслевым комитетам ТПП.
Пресс-служба ТПП Ростовской области, Ирина Фомина