19-20 сентября 2024 года специалисты рекламной отрасли собрались в Нижнем Новгороде для участия в XXIV Рекламном форуме - одном из самых масштабных событий индустрии рекламы в России. За многолетнюю историю Рекламный форум доказал свою эффективность как дискуссионная площадка, которая объединяет игроков отрасли с целью поиска эффективных способов развития коммерческих коммуникаций и рекламного рынка. Здесь аккумулируются современные тренды рекламного бизнеса и его регулирования, ведущие эксперты делятся опытом в сфере маркетинговых коммуникаций и рекламы, гости форума в числе первых узнают об основных изменениях и перспективах в этой области.
Организаторами форума выступили Торгово-промышленная палата Нижегородской области и Ассоциация коммуникационных агентств России при содействии Федеральной антимонопольной службы и Администрации Нижнего Новгорода.
Из года в год растет количество гостей Рекламного форума из разных регионов страны. В этом году в Нижний Новгород приехали специалисты рекламной отрасли из Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга, Кирова, Владимира, Ярославля, Пскова, Перми, Саранска, Чебоксар, Рязани, Ростова-на-дону, Саратова, Республики Коми, Уфы, Екатеринбурга, Магнитогорска, а также гости из таких удаленных регионов как Красноярск, Томск, Омск и Новосибирск.
В работе Форума приняли участие представители Федеральной антимонопольной службы и ее территориальных управлений, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, региональных и муниципальных органов власти, лидеры общественных организаций в сфере маркетинговых коммуникаций, рекламного бизнеса, представители рекламодателей. Всего форум объединил около 500 экспертов отрасли из более 20 регионов России.
Открывая пленарную сессию форума, председатель комитета по экономике, промышленности, поддержке предпринимательства, торговли и туризма Законодательного Собрания Нижегородской области Игорь Норенков особо отметил важность партнерства государственных органов власти с участниками рынка в вопросах регулирования рекламной деятельности. «В сегодняшней дискуссии, кроме профессиональных вопросов работы с контентом, с анализом рынка, необходимо уделять внимание теме государственного регулирования, чтобы сделать работу профессионалов более комфортной, а продукт этой работы - полезным для развития экономики», - подчеркнул Игорь Норенков.
Приветствуя участников форума, генеральный директор ТПП Нижегородской области Иван Разуваев призвал всех к активной работе и напомнил о возможности подать свои предложения в итоговую резолюцию: «На форуме каждый год проходит обсуждение наиболее острых проблем, по итогам которых мы аккумулируем предложения участников и направляем их в профильные органы для дальнейшей проработки».
С приветственным словом перед участниками форума также выступил председатель Комитета по предпринимательству в сфере рекламы ТПП РФ, президент Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) Сергей Пискарев. В своем выступлении он подчеркнул уникальность этого форума в связи с особенно насыщенной повесткой, в которой впервые доминирует региональная составляющая. «У нас есть возможность обсудить те проблемы, с которыми сталкиваются региональные предприятия при выводе на рынок новых брендов. Новые национальные бренды должны появиться в регионах, и нужно понять, как мы можем создать наиболее благоприятную среду для их появления и развития», - отметил Сергей Пискарев.
Пленарное заседание продолжилось выступлением первого вице-президента Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), исполнительного директора, сопредседателя комиссии по трансформации АКАР Сергея Веселова, который представил обзор состояния и перспектив развития современного рекламного рынка в России. Он отметил очень высокую динамику российского рекламного рынка, рост которого составил 30% к 2023 году и 28% по итогам 1 полугодия 2024 года к успешному 2023 году. В качестве основных причин сверхдинамичного роста были названы высокие темпы развития экономики и активное поведение рекламодателей. Стабильно высокая динамика характеризует российский рекламный рынок в течение полутора лет – все сегменты рынка демонстрируют рост двузначными цифрами. Наиболее динамично развивающиеся сегменты – Интернет-сервисы, видео и наружная реклама. Региональный рекламный рынок, как и федеральный, за последние полтора года имеет ярко выраженную положительную динамику: +24% к 2023 году и +17% по итогам 1 полугодия 2024 года. По итогам 2023 года Нижний Новгород оказался на первом месте среди региональных рекламных рынков по объему рекламных расходов на душу населения.
С обзором рынка наружной рекламы в России выступил генеральный директор компании «Admetrix» Илья Шершуков. Основной тренд этого сегмента рекламного рынка – сокращение количества статичных конструкций и их замена на цифровые. Динамика прироста количества рекламных поверхностей в Нижнем Новгороде с июля 2023 по июль 2024 года составила 16%, заняв третье место после Казани и Красноярска. По динамике прироста проданных поверхностей Нижний Новгород опередил другие крупные города России с показателем 25%. Начиная с 2019 года, доля затрат на цифровую наружную рекламу неуклонно увеличивается в крупных городах России. В Нижнем Новгороде этот показатель составляет 86%. При этом рынок характеризуется высокой степенью консолидации – на пять игроков приходится почти 96% рекламных цифровых поверхностей.
Основные тенденции рынка радиорекламы осветила в своем выступлении директор департамента бизнес-коммуникаций и аналитики ГПМ Радио, эксперт сейлз-хауса «Газпром-медиа», сопредседатель комитета радио АКАР Юлия Андрюшова. Приволжский федеральный округ входит в ТОР-3 округов по объемам радиорекламы в России. Среди крупных региональных рынков радиорекламы Нижний Новгород занимает третье место после Санкт-Петербурга и Екатеринбурга с объемом 163 млн руб., прирост этого показателя к первому полугодию 2023 года составил 33%. По прогнозам, объем российского рынка рекламы на радио в 2024 году составит более 20%.
О ситуации и новых вызовах в российском издательском бизнесе участники форума узнали из выступления вице-президента Союза предприятий печатной индустрии (ГИПП) Евгения Абова. В 2023 году объем рекламы в газетах и журналах снизился примерно на 3%, при этом рост цифровой рекламы на 2,6% частично компенсирует снижение печатной рекламы на 5,5%. Объем российского рынка печатных СМИ в денежном выражении сокращается. За 15 лет в России по различным причинам был закрыт каждый второй киоск прессы. Если в 2004 году их количество составляло 42 тыс., то в 2023 году – 13,2 тыс. При этом рекламные доходы издателей в цифровом сегменте стабильно растут. В 2018 году доход от цифровых ресурсов составлял 15,4 млрд руб., а в 2022 вырос до 18,2 млрд руб. Самый большой рост доходов продемонстрировали спецпроекты и нативная реклама. В 2022 году их рост у крупных издательских домов составил 28%.
Далее форум продолжился Телерадио-саммитом, участники которого обсудили тренды и перспективы традиционных каналов коммуникации, не теряющих свою эффективность в новых условиях.
Всего двухдневная программа форума включала семь мероприятий различной тематики. Живой интерес участников вызвала сессия «Реклама в социальных сетях и блогосфере», прошедшая на Рекламном форуме впервые, а также сессия, посвященная созданию и продвижению новых брендов на российском рынке.
Форум стал отличной возможностью для представителей рекламного бизнеса обсудить волнующие вопросы, острые проблемы, а также озвучить свои предложения представителям федеральных и региональных органов власти.
ТПП Нижегородской области