Строительство. Бизнес и государство: когда сделает налоговая система России их верными друзьями

От качества налоговой системы в немалой степени зависит температура предпринимательского климата – преобладают ли в нем холода или стоит теплая погода. Особенно это актуально становится в сложные времена, такие, как сейчас, когда пандемия короновируса обрушила экономику и возникает задача по ее скорейшему восстановлению. Характер налогообложения способен либо облегчить, либо затруднить этот процесс. Насколько фискальная политика российского государства отвечает именно такой задаче, стимулирует ли бизнес на инвестиционную активность? Это те вопросы, которые вызывают серьезную дискуссию.

Протокол разногласий

Государство в текущем году предпринимало ряд мер по облегчению налогового бремени, стимулированию предпринимательской активности. Это крайне насущно, так как, по мнению президента ТПП РФ Сергея Катырина, важнейшими мерами поддержки предпринимателей и экономики в новых условиях являются налоговые меры.

В Налоговый кодекс РФ были внесены изменения, часть из которых уже вступила в силу в этом году. В частности, для предпринимателей, находящихся на «упрощенке», расширен перечень расходов, которые включаются в налоговую базу за счет расходов на обеспечение мер по технике безопасности и приобретение медицинских изделий для диагностики и лечения коронавирусной инфекции. Услуги общепита освобождены от уплаты НДС, если сумма дохода за предыдущий период не превышает 2 миллиардов рублей. Из-за отмены ЕНВД налогоплательщикам, применяющим патент, предоставлено право уменьшать сумму налога на страховые платежи и пособия. Есть ряд и других нововведений.

Все это правильные меры,но необходимо продолжить решение ряда важных для бизнеса вопросов, считает президент ТПП. О чем идет речь? Еще в 2015 году Палата подняла вопрос о регулировании неналоговых платежей. Президент России неоднократно давал поручения в этом направлении. В результате Минэкономразвития РФ разработало соответствующийзаконопроект, который вводил определенные рамки для их принятия и изменения.

Палата не поддержала предложение Минфина РФ включить в Налоговый кодекс ряд неналоговых платежей, считая, что вопрос нужно решать комплексно по всем платежам и сразу. Тем временем неналоговые платежи продолжают множиться. В этой связи в кратчайшие сроки необходимо вернуться к рассмотрению вопроса законодательного регулирования этой сферы, провести повторный анализ уже действующих парафискалитетов, включая так называемые навязанные договоры, а также приостановить разработку новых неналоговых платежей.

Еще один актуальный вопрос. В части налогообложения малого бизнеса ТПП поддерживает планируемый к введению новый налоговый режим «УСН онлайн», отмечает Сергей Катырин. Он будет действовать для микропредприятий с численностью до пяти работников и годовой выручкой до 60 миллионов рублей. Для таких компаний налоговые органы будут брать на себя все администрирование налогов. Переход на такой режим будет добровольным. Отказ от ведения бухгалтерии для таких предпринимателей приведет ксокращению издержек как финансовых – на привлечение бухгалтера, так и административных – в виде подачи деклараций и прочей отчетности.

Есть основание предполагать, что новый налоговый режим получит большую популярность. Однако бизнес интересует, не планирует ли Федеральная налоговая служба расширить масштаб его применения? Например, увеличить пороги и предоставить возможность применения «УСН онлайн» для компаний большей численности и с большим объемом выручки.

Бизнес волнует применение так называемых договорных конструкций, а также о включении в договоры с подрядчиками особых условий – налоговых оговорок. Именно так с начала 2021 г. налоговые органы рекомендуют поступать с целью достижения прозрачности в работе транспортных, клининговых и других компаний. В целом это позитивный подход, однако отдельные предприниматели испытывают ряд опасений. Например, есть мнение, что требование конкурсных условий о нахождении подрядчика в так называемых реестрах добросовестных поставщиков влияет на конкурентную среду и может нарушить антимонопольное законодательство.

В части совершенствования налогового администрирования Палата полагает необходимым урегулировать деятельность налоговых комиссий. Сегодня так называемый предпроверочный анализ получает все большее распространение. С одной стороны, большинство рекомендаций налоговых органов можно урегулировать вне рамок налоговой проверки и тем самым обезопасить себя от проведения выездной проверки. Но с другой, при таком взаимодействии с налоговыми органами, по мнению бизнеса, нет четких правил, чтоставит налогоплательщиков в не совсем равные условия с инспекторами. Следует также отметить, что в некоторых случаях суммы доначислений составляют значительный размер. Имеет смысл в таких случаях одновременно рассматривать вопрос о предоставлении отсрочки или рассрочки.

И вечно актуальный вопрос – уплата налога на имущество. Предприниматели повсеместно обращают внимание на то, что налог на имущество организаций увеличился в связи с изменением его расчета исходя из кадастровой стоимости имущества. ТПП провела опрос бизнесменов в 2021 году, он показал, что проблема усугубляется, приводит к росту налоговой нагрузки в десятки раз. Это может иметь серьезные негативные социальные и экономические последствия, которые, в конечном счете, нивелируют плюсы от роста бюджетных поступлений.

Экономическая ситуация пока не дает оснований надеяться на рост доходов владельцев административно-деловых и торговых центров, а также нежилых помещений, а вот затраты на содержание и эксплуатацию таких объектов растут. Перекладывание дополнительных расходов собственниками недвижимости на арендаторов ведет и к сокращению числа последних, и к увеличению стоимости товаров и услуг для конечного потребителя.

Что здесь можно сделать? Существенную часть офисных и торговых зданий, как правило, составляют места общего пользования и подсобные помещения. Все это облагается по тем же ставкам налога, что и непосредственно торговые и офисные помещения. Было бы целесообразно, считает Сергей Катырин, для такого рода мест установить льготный режим или вовсе исключить их из-под налогообложения. Это даст возможность не повышать арендные платежи и тем самым поддержать бизнес в непростой экономической ситуации.

Налоговые будни ФНС

Как видно из приведенного анализа ТПП РФ налоговой ситуации в стране, вопросов и претензий к фискальной политике государства у бизнеса сохраняется достаточно. Насколько внятно и убедительно отвечает оно на них?

Заместитель руководителя ФНС России Дмитрий Сатин согласен с тезисом, что экономическая ситуация, связанная с ковидом, требует дополнительных мер поддержки бизнеса и экономики, и ФНС активно этим занимается. Причем речь идет не только о самих налоговых послаблениях, но и о формах взаимодействия налоговиков и налогоплательщиков. Они все прочнее перемещаются на цифровые платформы. Так, к цифровой платформе для льготного кредитования малого бизнеса подключены уже 60 банков. Это позволяет резко ускорять проведение операций; например, после подачи заявления от компании о том, что она пострадала от ковида, субсидии в размере МРОТ на одного занятого выплачиваются уже через восемь дней.

Цифровые платформы позволяют улучшать налоговое администрирование. В частности, внедрение такой системы резко ускорило возврат НДС экспортерам.

Но это не означает, что все вопросы уже решены, сохраняется немало не до конца урегулированных проблем, признает Дмитрий Сатин. Одна из них связана с переходом компаний от льготного режима налогообложения к общему режиму уплаты налогов. Она возникает у растущего бизнеса в связи с изменением финансовых параметров его деятельности. Многие компании пытаются сохранить свои фискальные привилегии.

ФНС пошла на эксперимент, пока он проходит в сфере общепита. Он позволяет предприятиям уплачивать НДС в прежнем объеме и одновременно сохранять пониженные ставки для перечисления взносов в страховые фонды. Как утверждает чиновник, решается вопрос о переносе полученных результатов в другие отрасли.

Продолжается совершенствование форм налогового контроля для большого бизнеса. Речь идет о налоговом мониторинге. Это отнюдь не новый способ взаимодействия ФНС и крупных компаний, но он получает дальнейшее развитие.

В частности, появился проект стандартов внутреннего контроля. Крупные компании на основе лучших практик используют такие разработки с целью снижения налоговых рисков. Причем это выгодно не только бизнесу, который чувствует себя более уверенно, но и у ФНС сокращаются затраты на налоговый учет и контроль.

Прощай бумага

Говоря о том, что происходит в налоговой сфере России, важно понимать, что сегодня тут формируется принципиально иная среда, которая кардинально меняет саму практику уплаты налогов. Налоговая система семимильными шагами переводится на цифровые методы работы. Как отмечает заместитель генерального директора ООО «Такском» Василий Зудин, это создает для бизнеса во многом новые правила и порядки, и не всегда он доволен им. В частности, идут жалобы на то, что цифровые платформы стремятся к приобретению монопольных позиций. Возникает опасность незаконного и несанкционированного использования персональных данных. Отсюда вопрос, как они защищены?

Василий Зудин отмечает целый ряд основополагающих трендов в формировании системы электронного оборота документов (ЭДО). Это организация прослеживания движения импортных товаров в электронном формате; новые требования к обмену ЭДО; обязательная маркировка продукции; применение электронных транспортных накладных; постоянно увеличивающееся число утвержденных форматов ЭДО; хранение ЭДО с последующим предоставлением таких документов; расширение применения электронных подписей; кадровый ЭДО.

Следует отметить, что в качестве закоперщика перехода на ЭДО выступает в первую очередь ФНС. Согласно разработанной ведомством концепции использования электронного документооборота, предполагается, что в 2022-2023 годах его объем будет возрастать ежегодно на 20%; сегодня такой рост не превышает 5%. В 2023 году количество используемых бумажных носителей снизится на 10%. А к 2025 году 90% счетов-фактур и 70% транспортных накладных будут иметь электронный вид.

Налоговая рулетка

Налоговая система России в постоянном движении. Вот только куда она движется? Председатель Экспертного совета по совершенствованию налогового законодательства при Комитете Госдумы по бюджету и налогам, партнер «КМПГ» Михаил Орлов задается вопросом: а возник ли в стране комфортный налоговый климат?

По словам Михаила Орлова, бизнес вопреки устоявшимся представлениям вовсе не требует льгот. Что же тогда он хочет? Стабильность, предсказуемость и ясность налоговой политики.

В 2016 году обращаясь с ежегодным посланием к Федеральному собранию Президент РФ обещал обеспечить стабильность налоговой системы. Прошло пять лет, стабильность так и не наступила, констатирует эксперт. У бизнеса нет уверенности не только в налоговых ставках, но даже в методах налогового администрирования. Правила постоянно меняются, представления о справедливых налогах регулярно пересматриваются, предпринимательскому же сообществу требуется режим несменяемости налоговых правил.

Бизнес также нуждается в предсказуемости фискальной системы. Еще двадцать лет назад появилась идея – компании должны ясно представлять, к чему готовиться с точки зрения расчетов с государством. Однако современная налоговая политика не позволяет это прогнозировать, в любой момент могут быть изменены ставки и правила взимания.

Мы даже не можем точно представлять, какая налоговая система сложится в 2022 году, констатирует Михаил Орлов, а это сильно мешает инвестициям. Если страна заинтересована в их постоянном притоке, нужно на определенный период зафиксировать налоговые режимы.

Очень желательно, чтобы налоговая система, налоговое законодательство было бы ясным и прозрачным. У нас же многие фискальные акты написаны таким языком, что разобрать их смысл не в состоянии даже специалисты. В одном таком документе эксперты обнаружили фразу из 120 слов, понять ее оказалось невозможно.Государство должно уделять больше внимания толкованию и разъяснению налоговых норм как гражданам, так и бизнесу.

У нового созыва депутатов возникла идея переписать заново Налоговый кодекс. Сама по себе мысль здравая, так как он давно превратился в силу большого числа внесенных в него правок в трудно понимаемый, путанный документ. Вот только Михаил Орлов сомневается, что народные избранники готовы к такой титанической работе. И уж прежде, чем приступать к ней, надо договориться предварительно о принципах нового НК.

Во-первых, он должен защищать налогоплательщика, а не стараться выжать из него последние соки, во-вторых, нормы должны быть ясно и четко сформулированы. Если удастся в конечном итоге создать такой налоговый кодекс, это окажет положительное воздействие на всю экономику.

 

Владимир Гурвич