Форум деловых СМИ – пресса ищет пути трансформации
10.04.2022

В МИА «Россия сегодня» состоялось одно из самых масштабных мероприятий, объединяющее российскую прессу. XIII Всероссийский форум деловых СМИ собрал на своей площадке печатные органы как центральных, так и  самых отдаленных регионов нашей страны. Те, кто не смогли поприсутствовать лично приняли заочное участие и активно вливались в дискуссии онлайн.

Темой этого года стала важная для информационной сферы проблематика: «Деловые СМИ России в новых экономических условиях». Поддержку форуму оказали Торгово-промышленная палата РФ, Союз журналистов России и МИА «Россия сегодня».

Были затронуты очень важные вопросы, причем порой кардинально отличающиеся для печатных и цифровых СМИ. Так, например, факультет журналистики провел секцию  «»Старые» и «новые» профессионалы цифровой медиасреды: конкуренция, сосуществование, кооперация». Модератором выступила декан факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, академик РАО, д.ф.н., профессор Е. Л. Вартанова. Декан представила доклад «Медиасистема и рекламная индустрия: меняющаяся архитектура взаимодействий».

О печатных СМИ рассуждали с беспокойством, ведь проблем более чем достаточно: подорожание бумаги и типографских услуг, сложности с дистрибуцией. Также затронули проблему поиска рекламодателей, не все из них понимают зачем сейчас вообще размещаться в прессе, а продвигают свои товары и услуги только в социальных сетях.

Трансформации подверглись даже старые СМИ, теперь они больше, чем раньше уделяют внимание наполнению сайтов, некоторые существуют за счет платной подписки (материалы сайта видны только оплатившим их пользователям). Но это правило работает лишь с известными бизнес-ресурсами.

На заседании секции попытались сформулировать облик читателя. Молодое поколение (до 25 -27 лет) меньше интересуется новостным контентом, предпочитая лишь развлекательный, порой информационная повестка им не важна, они существуют вне ее или получают информацию из других источников.

Конкуренция «за читателя» в связи с этим идет в возрастной категории от 30 лет. Именно к этому возрасту обычно люди начинают интересоваться деловыми СМИ, следить за экономикой и политикой.

В связи со сложной ситуацией многие подчеркивали, что имеется необходимость внесения изменений в действующее законодательство в сфере регулирования отрасли и поддержку.

Глава Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин, выступая на форуме отметил, что в ТПП есть специальный комитет, где представлены все направления средств массовой информации: пишущие, говорящие, работающие в электронном формате.

“Наши предложения в правительство, в министерства базируются на основе мнения этого комитета, который формулирует вещи, необходимые для поддержки. Мы, естественно, обобщаем, обсуждаем, потом предлагаем правительству: конечно, это экономическая поддержка. В первую очередь это сохранение финансовых ресурсов, которые выделяются в регионах для поддержки СМИ. Для нас крайне важно, чтобы эти ресурсы были сохранены”, — сообщил Катырин.

В рамках проведения форума также прошло награждение победителей конкурса «Экономическое возрождение России». Премия проводится ежегодно — в ней принимает участие свыше 1000 журналистов из разных регионов страны.

Конкурс “Экономическое возрождение России” проводится на протяжении свыше 25 лет. В прошлом году семьдесят восемь торгово-промышленных палат подали свыше трехсот пятидесяти заявок на рассмотрение жюри.

В состав жюри конкурса вошел зампредседателя правления банка МФК Анатолий Хвостиков, который похвалил и отдельно выделил то, что в региональных средствах массовой информации, освещающих текущую экономическую ситуацию, особое внимание уделяется потребностям жителей того или иного региона. Действительно, СМИ регионов как крупные, так и совсем небольшие (как газеты, состоящие из одного разворота), очень географически привязаны к своей области и людям, которые там живут. Журналисты удивлялись широте географии изданий, представленных на форуме: газеты «Северное Приморье», «Брянские факты», «Коммунар» (Владимирская область), «Волховские огни», «Пензенская правда». Многие из этих газет издаются уже в течение рекордных сроков. Так, например,  «Коммунар» — пишущий о Меленковском районе выпускается с 13 апреля 1931 года (газета отметила свое 90-летие).  «Новая жизнь» Койгородского района – с 1 января 1950-го, то есть более 70 лет. «Наша жизнь» — Республики Коми с 16 августа 1933 года.  С некоторыми из изданий связаны самые важные страницы истории страны – сводки с фронта Великой Отечественной, восстановление народного хозяйства после войны, радость полета человека в космос, трудности 90-х. Газеты были с людьми всегда и хочется надеяться, что останутся, несмотря ни на что.

Конкурсные материалы были интересными, часто злободневными. В конкурсе было несколько номинаций, в том числе “Лучшие региональные и федеральные СМИ”, “Успешный старт”, а также Гран-при за историю предпринимательского успеха. Организаторы мероприятия отдельно выделили отраслевые медиа в агропромышленном комплексе, специальную номинацию учредило ПАО «ФосАгро». Это особенно актуально, так как среди номинантов были газеты, освещающие проблематику фермерских хозяйств и села. «Сельские зори», «Знамя труда» и многие другие, несущие свою миссию еще с советских времен (многим газетам осталось менее 10 лет до столетнего юбилея, так как создавались они в период коллективизации).

“На финальном заседании жюри мы обсуждали все темы и номинантов, видели, насколько грамотно и профессионально репортеры обозреватели пытаются дотянуться до самой сути ответов на вопросы”, — отметил представитель жюри Анатолий Хвостиков.. По словам первого заместителя гендиректора ПАО “ФосАгро” Сироджа Лоикова, агропромышленный комплекс в Российской Федерации активно развивается с каждым годом и занимает все больше места в средствах массовой информации. ПАО “ФосАгро” учредило специальную номинацию, и ТПП поддержала предложение.

 

http://www.wpolitics.ru/forum-delovyx-smi-pressa-ishhet-puti-transformacii-18/