Общая сумма налогов, уплаченных малым и средним бизнесом, как уточнили в региональном минфине, выросла на 4,7 миллиарда рублей - до сорока миллиардов. Максимальную долю - 17,7 миллиарда рублей - занимают поступления налога на доходы физических лиц. При этом самый интенсивный рост по сравнению с 2022 годом продемонстрировали компании сферы операций с недвижимостью, гостиничного сервиса и общественного питания, а также строительства. Показатели у них улучшились соответственно на 36,8, почти на 32 и 25 процентов.
К слову, по информации Кемеровостата, на начало 2024 года в Кузбассе лишь 29 из 3,2 тысячи организаций строительной сферы и 28 из 776 организаций, занимающихся гостиничным и ресторанным бизнесом, не являются частными. А в сфере недвижимости - только 82 из 3,2 тысячи организаций.
Между тем рост налоговых поступлений от сектора МСП руководство региона связывает с его поддержкой на федеральном и региональном уровнях. Так, более миллиарда рублей предоставил в 2023 году кузбасским малым и средним предприятиям Государственный фонд поддержки предпринимательства по профильному нацпроекту - в виде льготных микрозаймов и поручительств. Только что начавшие собственное дело и самозанятые могут получить до полумиллиона рублей на срок до трех лет под три процента либо шесть процентов годовых, в зависимости условий. Всего же за год нацпроект финансово поддержал 191 молодого и начинающего бизнесмена.
В 2023-м статус резидента получили пять компаний, три из которых - в Прокопьевске. В этом и следующем году к ним должны прибавиться шестнадцать. Это еще плюс 24 миллиарда рублей и свыше тысячи рабочих мест.
В 2023 году обрела первого резидента особая экономическая зона промышленно-производственного типа "Кузбасс", а сейчас создается ОЭЗ туристско-рекреационного типа "Горная Шория".
Елена Дыбова, вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ:
- Ежегодный опрос "Бизнес - барометр страны" показал, что 53 процента российских предпринимателей сегодня выстраивают стратегию развития. И именно с развитием связаны почти все позитивные изменения в бизнесе за последний год. 27 процентов опрошенных создали новые продукты, 25 - открыли новые направления деятельности, 17 - вышли на новые рынки, заняли новые ниши. 38 процентов участников опроса указали на рост цен на сырье и комплектующие, на услуги естественных монополий, 22 процента - на кадровые проблемы, 20 процентов - на дефицит сырья и комплектующих. То есть на проблемы, связанные с деньгами. При этом уровень закредитованности своего бизнеса лишь 12 процентов оценили как высокий, 21 процент посчитал его низким, а 33 процента сообщили, что не пользуются кредитами вовсе.
Юлия Потапова (Кемерово)