Forbes. Прогрессия по «упрощенке»: каким может быть решение против дробления бизнеса
Правительство по поручению президента должно с 2025 года внедрить механизм поэтапного повышения налоговой нагрузки для малых предприятий по мере роста их финансовых показателей. По задумке властей это должно сделать переход с упрощенной системы налогообложения (УСН), основного режима для малого бизнеса, менее болезненным и дестимулировать предпринимателей дробить бизнес. Один из вариантов в проработке — радикальное изменение «упрощенки»: внедрение прогрессивной шкалы ставок по УСН и учет доходов по группе лиц, занимающихся одинаковым видом деятельности


Федеральная налоговая служба (ФНС) проводит серию встреч с четверкой крупнейших деловых объединений («Деловой Россией», «Опорой России», РСПП и Торгово-промышленной палатой), на которых обсуждается подготовка амнистии для предпринимателей, прибегавших к дроблению бизнеса для того, чтобы не переходить с льготного режима упрощенной системы налогообложения (УСН) на общую систему (ОСН) с более высоким налоговым бременем, рассказывают Forbes участники таких встреч. Однако системным решением против дробления должен стать механизм плавного перехода малых предприятий на ОСН без шокового роста налогов. Правительство по поручению президента должно разработать его до 31 июля, чтобы внедрить с 2025 года.

Торгово-промышленная палата (ТПП) выступает за прогрессивную шкалу по УСН. Ставка налога на УСН могла бы постепенно повышаться по мере роста выручки, а сами лимиты по выручке тоже необходимо увеличить, объяснял суть механизма глава ТПП Сергей Катырин. Текст предложений палаты есть у Forbes. «ФНС ведет диалог со всеми бизнес-объединениями. Идет поиск оптимальных вариантов. Дискуссия очень содержательная», — рассказала вице-президент ТПП Елена Дыбова.

Похожую концепцию реформирования УСН ФНС обсуждала с деловыми объединениями еще с осени прошлого года, в частности на площадке ТПП в октябре. Изначально проект комплексной реформы предложил налоговый эксперт Вадим Зарипов, концепция ФНС сформирована на основе этих предложений, говорят два собеседника Forbes, знакомых с ходом обсуждения реформы. Налоговая служба разработала документ под названием «Дробление бизнеса. Концепция 2.1» (есть у Forbes, его подлинность подтвердили два участника обсуждения реформы). Он предполагает прогрессивную шкалу ставок по УСН и определение дохода по группе взаимозависимых юрлиц и ИП. «Идет поиск наиболее оптимального варианта реформы», — пояснил собеседник Forbes, участвующий в подготовке. Он подчеркнул, что оформленные в концепции предложения не являются финальным.

«Минфин совместно с ФНС прорабатывает возможные сценарии для лиц, которые утратили возможность применять режим УСН из-за увеличения доходов или численности сотрудников», — сообщила Forbes пресс-служба Минфина, не уточнив, какие конкретно варианты на повестке. Forbes направил запросы в ФНС и Минэкономразвития.

 

Почему бизнес дробится

УСН позволяет малому бизнесу платить 6% с доходов или 15% с разницы между доходами и расходами, не платить НДС и налог на имущество. Льготный налоговый режим вправе применять только предприятия с доходами ниже определенной суммы, которая индексируется каждый год. Превышая лимит доходов, предприятие резко «вылетает» с УСН на общую систему налогообложения и вынуждено платить уже 20% налога на прибыль, НДС, налог на имущество.

«Шоковый» рост налоговой нагрузки повышает соблазн искусственно разделить деятельность на нескольких юрлиц или ИП для обслуживания одного и того же бизнес-процесса, чтобы формально вписаться в лимит по доходам и продолжить применять УСН. Схемы дробления, в частности, применяли блогеры Валерия Чекалина (Лерчек) и Елена Блиновская, чтобы пользоваться УСН и платить меньше налогов.

Помимо злоупотреблений УСН, мимикрия под малый бизнес путем дробления позволяет снизить страховые взносы с 30% до 15% на часть зарплат выше минимального размера оплаты труда (МРОТ).
Проблема дробления стала одной из главных тем послания Федеральному собранию 2024 года. Еще в 2023 году президент предлагал «помогать, создавать условия для плавного и необременительного перехода в другую категорию бизнеса». Согласно поручению главы государства по итогам ПМЭФ-2023, правительство изначально должно было до 15 января 2024 года предложить особые условия для предпринимателей, утративших право на спецрежимы из-за выхода за лимиты по доходам и штату сотрудников.

 

Как могла бы выглядеть прогрессия по УСН 

Концепция, которую ФНС обсуждал с бизнесом, предлагает изменить главные параметры УСН.

  • Упразднить лимиты по численности сотрудников и стоимости основных средств

Сейчас УСН вправе применять только юрлица и ИП, у которых меньше 130 сотрудников. Это создает «риски неофициального трудоустройства, особенно у работодателей, использующих неквалифицированный и низкоквалифицированный труд», подчеркивается в концепции. Аналогично бизнес может обходить лимит по стоимости активов в 150 млн рублей, распределяя имущество между разными лицами.

 
  • Определять лимит доходов для целей УСН по группе лиц, занимающихся одинаковым видом деятельности.

УСН вправе применять только предприятия с доходами ниже определенной суммы, которая индексируются каждый год. Можно было бы объединять связанные ООО и ИП в группы — вписаться в лимит должен их общий доход. При этом сами лимиты доходов будут выше нынешних, говорил замглавы ФНС Виктор Бациев. 

Несколько юридических сущностей можно объединить в один субъект, а их доходы сложить только при одновременном выполнении двух условий, указано в концепции. Во-первых, они должны заниматься одним и тем же (дублирующим) видом деятельности или обслуживать единый бизнес-процесс — конечный продукт или услуги будут одинаковыми или несильно различаться. Во-вторых, их должен контролировать один и тот же человек — он дает указания и влияет на принятие решений в бизнесе. При этом, если у структур с одним контролирующим лицом, но разными видами деятельности совокупный доход выше 2 млрд рублей, то они считаются группой и теряют право на применение УСН. 

  • Расширить прогрессивную шкалу УСН

С 2021 года УСН уже содержит элемент прогрессивной шкалы. Предприятие сохраняет право на УСН, когда доход превысит лимит (199,35 млн рублей в 2024 году), но ставки растут до 8% на УСН «доходы» и до 20% на УСН «доходы минус расходы». Такие ставки можно применять, пока доход не превысит 265,8 млн рублей. Фактически опция позволяет сохранить право на УСН предпринимателям, чьи обороты внезапно оказались выше обычных.

Концепция предлагает дифференцировать ставки налога в зависимости от величины доходов и одновременно повысить нынешние лимиты. Как условно могла бы выглядеть прогрессивная шкала, обрисовано в концепции. 

Предполагается, что размер дохода будет определяться по итогам каждого квартала нарастающим итогом. Но повышенной ставкой будут облагаться только доходы с того квартала, в котором они превысили соответствующий лимит. 

Например, ООО «Альфа» на УСН «доходы» заработало 100 млн рублей в I квартале, 250 млн рублей во II квартале, 300 млн рублей в III квартале и 10 млн рублей в IV квартале. Доход за I квартал будет облагаться по ставке 6%, за II квартал — 8% (так как доход за полугодие составил 350 млн рублей), за III и IV кварталы — по ставке 10% (так как доход за девять месяцев составил 650 млн рублей, а за год — 660 млн рублей). 

Если ООО «Альфа» взаимозависимо с ООО «Омега» (одни и те же учредители и вид деятельности), их доходы будут суммироваться для определения величины ставки. Если «Альфа» и «Омега» работают в разных видах деятельности с одним и тем же контролирующим лицом, то каждая определяет ставку только исходя из собственного дохода. Но если их совокупный доход превысит 2 млрд рублей, обе организации обязаны перейти на ОСН, несмотря на то что они занимаются разными видами деятельности, начиная с квартала, в котором допущено превышение. 

Концепция предполагает централизованное администрирование участников группы — например, в налоговом органе по выбору налогоплательщика, если участники группы стоят на учете в разных инспекциях. При этом документ допускает уведомительный механизм — сами предприниматели должны будут сообщать налоговым органам о том, что ведут деятельность группой ООО и ИП. Если по итогам года инспекторы обнаружат недоимку — неверное определение налоговой ставки или превышение лимита доходов для применения УСН — потребуется доплатить налог и пени. При этом концепция допускает взыскание налоговой задолженности с контролирующих лиц группы.

 

Зачем нужна реформа

«Реформа — непростой путь. Но других вариантов решения застарелой проблемы дробления бизнеса я не вижу», — говорит  партнер МЭФ Legal Вадим Зарипов в беседе с Forbes. «Подобный подход к регулированию — серьезный шаг вперед, — считает партнер Brand & Partner Валерия Хмелевская. — Лучше модернизировать и донастраивать уже существующий налоговый режим, который хорошо знаком предпринимателям, чем изобретать что-то новое, поскольку и бизнес и государство заинтересованы в хорошо работающих правилах взаимодействия». «Для профилактики дробления требуются радикальные изменения, перезагрузка», — солидарен управляющий партнер Tax & Legal Management Василий Ваюкин. 

Снижение стимулов для дробления оздоровит конкуренцию, продолжает Хмелевская. «Те, кто добросовестно платит налоги, обычно проигрывают тем, кто использует различные схемы», — отмечает она. Меры из концепции полностью не устранят дробление, но сделают его бессмысленным в большинстве случаев, считает Зарипов. «Здесь возможна аналогия с коррупцией, которую победить невозможно, и цивилизованные страны исходят из того, что главное ее обуздать», — рассуждает он. 

Сейчас УСН, по сути, доступен только микробизнесу и самому нижнему пласту малых предприятий, поскольку крайний лимит доходов для применения УСН — 265,8 млн рублей, а к малым относят предприятия с выручкой до 800 млн рублей в год. Большая часть малого бизнеса лишилась налоговых спецрежимов после отмены с 2021 года единого налога на вмененный доход (ЕНВД). В то же время у крупного бизнеса есть многочисленные преференции и льготы, констатировал Вадим Зарипов. Выходя за лимиты по УСН, малые предприятия попадают в «мертвую зону» — уже не могут пользоваться льготами, но еще не доросли до преференций крупным компаниям: налогового мониторинга, льгот в рамках особых экономических зон (ОЭЗ), территорий опережающего развития (ТОР), соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК) и т.п. «В результате спрос на дробление выше именно среди малого бизнеса с доходами от 300 млн до 800 млн рублей. Средний этим тоже пользуется, но реже», — подчеркивает Зарипов.

 

Альтернативные предложения

  • Минэкономразвития предлагало ввести новую льготную категорию МСП+.

Для компаний, которые выросли за пределы малого и среднего бизнеса, но еще не перешли в категорию крупного, нужно сохранить господдержку в виде льготных кредитов, поручительств и субсидий, считает Минэк. Инициатива затрагивает ограниченное число отраслей: обрабатывающую промышленность, IT, инжиниринговые и технологические компании, туризм. 

  • «Опора России» предлагала повысить лимит по штату сотрудников до 250 человек, а планку стоимости активов — до 250 млн рублей для применения УСН. 

До сих пор государство прибегало к точечным мерам. Так, в 2022 году для обеления сферы общепита кафе и ресторанам с доходами до 2 млрд рублей обнулили НДС. Новым гостиницам и отелям разрешили не платить НДС пять лет с момента ввода в эксплуатацию, а действующим — до 30 июня 2027 года. Минфин потенциально готов расширять режим нулевого НДС на новые отрасли, например охранные предприятия и торговлю непищевыми товарами. Для В2В-сектора освобождение от НДС — это «антильгота», указывает Вадим Зарипов. Крупный бизнес — плательщики НДС — охотнее выбирают поставщиков среди тех, кто тоже платит НДС. Иначе, покупая товары или услуги у освобожденных от НДС, они теряют вычеты и должны платить больше налога в бюджет. ТПП предлагает разрешить предприятиям на УСН, которые сотрудничают с бизнесом (B2B), добровольно становиться плательщиками НДС. Такое право уже есть у сельхозпроизводителей, применяющих единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН).

 

Какие вопросы оставляет концепция реформы УСН

Предложения требуют дополнительной проработки, а их реализация будет сопровождается сложностями, отмечают в документе сами авторы концепции. 

  • Как определить «контролирующее лицо» группы

Нужно тщательно проработать критерии квалификации контролирующего лица, подчеркивает Валерия Хмелевская. Иначе по формальным признакам в группу могут объединить все стартапы, в которые вложился один и тот же венчурный инвестор, или предприятия родственников в одной сфере, но фактически независимые, уточнила она.
По мнению Вадима Зарипова, «без оценочных признаков «контролирующего лица», наподобие такого критерия как «участие в принятии решений», не обойтись, поскольку формальные признаки взаимозависимости вроде родственных связей легко обойти, оформив фирму на номинальных учредителей. 

  • Последствия объединения юрлиц и ИП в группы

Если совокупный доход участников группы превысит 2 млрд рублей, то каждый участник группы потеряет право на льготный режим УСН, независимо от того, общий ли у них вид экономической деятельности. «Предполагается, что при таком превышении бизнес переходит в категорию крупного и становится уже достаточно «зрелым», чтобы платить налоги на общей системе», — пояснила Валерия Хмелевская.

«Есть риск, что предлагаемое регулирование ограничит предпринимательскую инициативу и креатив», —опасается исполнительный директор «Опоры России» Андрей Шубин. «Непонятно, как развиваться семейному бизнесу и серийным предпринимателям в условиях, если несколько юрлиц и ИП с общими учредителями будут объединять в группу для целей налогообложения. К тому же из-за санкций для налаживания параллельного импорта предприниматели наоткрывали на себя несколько компаний, потому что не могут доверить управление другим», — привел он примеры бизнеса в зоне риска.

 
  • Как достоверно определить вид деятельности для объединения юрлиц и ИП в группу

Единственный формализованный ориентир — коды ОКВЭД, которые указывают сами предприниматели при регистрации в государственном реестре. Коды ОКВЭД не позволяют адекватно идентифицировать деятельность в рамках одного бизнеса. Непросто определить и основной вид деятельности многопрофильного бизнеса. Особенно учитывая, что предприятия на УСН раскрывают только минимальные сведения в отчетности, рассуждают авторы концепции.

ОКВЭД планируется реформировать с 1 сентября 2024 года, «но вряд ли и после этого на него можно будет положиться», — отмечает Зарипов. Скорее всего, заявленные самими предпринимателями ОКВЭД можно будет использоваться для упрощения администрирования, но у налогового органа останется право переквалифицировать вид деятельности, если он определен некорректно, предполагает эксперт.

  • Повышение лимита по УСН может повысить аппетит к перерегистрации юрлиц и ИП в регионы с низкими ставкам

Так, в Калмыкии, Мордовии и Чечне, где налоги для ИП на «упрощенке» снижены до минимума, наблюдается аномальный всплеск регистрацию юрлиц и ИП, обращал внимание Forbes. По мнению Зарипова, при реформировании УСН важно создать защиту от недобросовестной налоговой конкуренции регионов.

  • Охват УСН большего числа предприятий потенциально может привести к снижению поступлений НДС в федеральный бюджет  

«На мой взгляд, часть налога, взимаемого по повышенной ставке, может зачисляться в федеральный бюджет, — полагает Зарипов. — Это несложно реализовать после внедрения единого налогового счета (ЕНС)». Например, часть платежей бизнеса на автоматизированном УСН уже зачисляется в Социальный фонд как страховые взносы. 

 

Какими могут быть следующие шаги

«Предприниматели постоянно генерируют новые решения. Необходимо найти такой вариант регулирования, который был бы эффективен на перспективу по мере развития бизнес-практик», — подчеркивает Василий Ваюкин из Tax & Legal Management. 

Вместе с прогрессивной шкалой по УСН было бы также важно донастроить и дифференцировать тарифы страховых взносов по мере роста уровня доходов, считает Валерия Хмелевская. «Иначе, несмотря на выравнивание роста налогообложения доходов, сохранится резкий скачок в нагрузке по страховым взносам — еще один стимул для дробления», — предупреждает она.

«Некоторые предприниматели даже не догадываются, что то, как они структурировали бизнес, подпадает под критерии дробления, — отмечает Хмелевская. — Для избежания таких ситуаций можно было бы рассмотреть вопрос о внедрении механизма предварительного мнения — tax ruling (сейчас схожий механизм доступен компаниям в налоговом мониторинге. — Forbes), чтобы предприниматель мог уточнить в налоговой инспекции, допустимо ли то, как он структурировал деятельность, и получить рекомендации», — считает она. «Это позволит предприятиям пройти проверку «на берегу», а не спустя три года с доначислением налога, пеней и штрафов до 70% от суммы недоимки», — подчеркивает Вадим Зарипов.

 

 

Ольга Агеева, Редакция Forbes

 

 

Источник: www.forbes.ru