Медиация — это процесс разрешения споров и конфликтов с помощью независимого профессионального посредника, который помогает сторонам прийти к соглашению. Медиатор не принимает решений за участников, а лишь способствует конструктивному диалогу, чтобы они могли самостоятельно найти взаимовыгодный выход из ситуации.
В мае 2006 года при ТПП РФ создана Коллегия посредников по проведению примирительных процедур. В настоящее время ее возглавляет вице-президент ТПП РФ Вадим Чубаров. В составе коллегии — юристы, арбитры, налоговые консультанты, финансисты и другие эксперты, прошедшие специальное обучение в качестве профессиональных медиаторов.
«Медиация может применяться в различных областях, таких как трудовые, спортивные, коммерческие споры, конфликты между соседями или супругами. Но мы ориентируемся исключительно на гражданско-правовые споры между предпринимателями», — отметил Чубаров.
По его словам, медиация применима на любой стадии спора. Например, на ранних стадиях конфликта, когда стороны только начинают осознавать наличие разногласий и хотят предотвратить эскалацию. Также стороны могут обратиться к медиации, чтобы избежать судебных разбирательств и связанных с ними затрат времени и ресурсов.
Возможна медиация и в процессе судебного разбирательства, и даже после судебного решения, чтобы добиться его исполнения.
Преимущества медиации
Медиация демонстрирует высокую эффективность, особенно в случаях, когда споры тянутся годами.
«Благодаря тому, что медиатор помогает сторонам сосредоточиться на поиске компромиссов и взаимовыгодных решений, спор может быть разрешен оперативно. В пределах одного-двух месяцев», — сказал Вадим Чубаров.
Тем не менее российские предприниматели часто сомневаются в необходимости прибегать к медиации, поэтому предпочитают решать дела через суд. Такое положение дел во многом может измениться, поскольку с 9 сентября 2024 года существенно увеличился минимальный размер судебных госпошлин, считает вице-президент ТПП РФ.
Более того, за рассмотрение дела в арбитражных судах вышестоящих инстанций придется теперь заплатить: за апелляцию — 30 тысяч рублей, за кассацию — 50 тысяч, за надзор — 80 тысяч.
«Но главное даже не в этом: по результатам медиации сторонам удается не только урегулировать спор, но и сохранить добрые отношения, позволяющие продолжить бизнес», — подчеркнул Чубаров.
Он уточнил, что медиативный сбор исчисляется, исходя из размера взаимных требований сторон спора. Минимальный размер — 50 тысяч рублей. Максимальный (при размере требований свыше 30 миллионов рублей) — 200 тысяч рублей, плюс 0,3% от суммы свыше размера требований. И это, как заметил Чубаров, в разы дешевле, чем обращаться за помощью к адвокату.
Еще одно преимущество медиативной процедуры — конфиденциальность. То есть стороны избегают публичного оглашения деталей спора. Это особенно важно для компаний, которые стремятся сохранить свою репутацию и деловые отношения в коллективе.
Также, в отличие от судебного разбирательства, где решение принимает судья, медиация дает сторонам возможность самостоятельно контролировать процесс и находить решения, которые совпадают с бизнес-интересами.
Разрешение и исполнение
Другой важный факт в пользу медиации: она может быть эффективным инструментом для разрешения нескольких дел одновременно, особенно если они связаны общими интересами или контекстом.
«Когда дело разрешается в суде, стороны ограничены предметом конкретного спора, и больше ничего вне этого не обсуждается. Благодаря медиации можно выходить за пределы предмета спора, поэтому иногда получается примирить стороны по пяти, шести, десяти делам каскадом. И это все подтверждено на практике», — сказала заместитель председателя Коллегии посредников при ТПП РФ Елена Позднышева.
«Еще бы добавил, что у нас почти везде получается вместе с завершением судебных процессов закрывать и иные споры, которые в суд еще не попали. Мы их прописываем в медиативном соглашении, плюс определяем взаимоотношения сторон в отношении третьих лиц», — поделился директор Центра арбитража и посредничества ТПП РФ, заместитель председателя Коллегии посредников при ТПП РФ Дмитрий Подшибякин.
Также медиация имеет ряд преимуществ перед судебным разбирательством, когда речь идет об исполнении договоренностей.
«Исполнение медиативного соглашения близко к 100%, в то время как судебные решения по гражданско-правовым спорам исполняются лишь в 20% случаев», — подчеркнул Чубаров.
Это связано с тем, что в медиации стороны сами приходят к компромиссу и добровольно принимают на себя обязательства по его выполнению. Они готовы сотрудничать и идти на уступки. В суде же решение принимается принудительно, без учета интересов каждой из сторон. Одна из них может быть не согласна с исходом дела и не хотеть исполнять решения.
Кроме того, медиативное соглашение обычно более гибкое и учитывает индивидуальные особенности ситуации. Оно может быть адаптировано под потребности сторон и изменено при необходимости. Решение суда, напротив, часто бывает общим и стандартным, не всегда подходящим для конкретных обстоятельств.
Кадры и перспективы
Сейчас в России насчитывается не менее 10 тысяч медиаторов, прошедших обучение в различных учреждениях. Однако случаи использования их на практике практически единичны.
«У нас есть информация о том, что при 17 территориальных торгово-промышленных палатах созданы коллегии (центры) по примирению. Отдельные из них работают весьма активно, ими накоплена реальная практика по разрешению споров через медиативные соглашения. Мы хотим, чтобы число палат, при которых ведется такая работа, в ближайшие годы как минимум удвоилось. Будем передавать свой опыт», — сказал Чубаров.
Глава ТПП РФ Сергей Катырин неоднократно подчеркивал важность медиации для бизнеса, так как она позволяет ему конструктивно решать возникающие конфликты. А это способствует созданию благоприятного делового климата и привлечению инвестиций в экономику страны.