В 2016 году президент России Владимир Путин подписал законопроект, дополняющий федеральный закон № 367-ФЗ, статьей 30.3. Документ снял ограничения на приватизацию портовых гидротехнических сооружений (в том числе причалов) и определил порядок реализации права покупки объекта речного порта и условия по его дальнейшей эксплуатации.
Однако сегодня речные порты в подавляющем большинстве остаются в госсобственности. Стоимость их выкупа достаточно высока, а процесс приватизации сложен и сопряжен с юридическими рисками, из-за чего многие предприятия предпочитают арендовать причалы.
В последние годы на фоне поручений главы государства о развитии внутреннего водного транспорта законотворческая работа над механизмом передачи в частную собственность значительно активизировалась.
Приватизация за рубль, но с обязательствами
27 ноября 2023 года Президент РФ Владимир Путин подписал закон об изменениях в статьях 20 и 30.3 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и статьи 3 и 53 Кодекса внутреннего водного транспорта (КВВТ). Документ упростил приватизацию объектов речных портов, находящихся в неудовлетворительном состоянии.
Согласно ему, начальная цена продажи объекта речного порта в ненадлежащем состоянии равняется одному рублю. При этом договор купли-продажи должен устанавливать срок приведения объекта в порядок в пределах 5 лет. В случае невыполнения ДКП с новым собственником расторгнут без возмещения затрат.
23 мая 2024 года Правительство РФ утвердило критерии, согласно которым речные порты могут быть отнесены к невостребованным. К таковым отнесли объекты, которые в течение 5 лет не использовались по назначению. Основанием для признания «неудовлетворительности» также может служить длительное отсутствие заявлений о заключении договоров об их аренде, договоров безвозмездного пользования или доверительного управления имуществом, предложений о заключении концессионного соглашения; отсутствие заключенных договоров оказания услуг по обслуживанию пассажиров и судов и т. д.
Однако механизм приватизации «за рубль» ни разу не был применен в силу правовой неопределенности установления границ речных портов.
В случае с «обычным» процессом приватизации неоднозначность существующего законодательства привела к тому, что уже несколько лет компании в речных портах вынуждены бороться в судах с попытками захвата у них объектов инфраструктуры.
Дело в том, что федеральным законом «Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации» от 07.03.2001 № 24-ФЗ дано определение речного порта как комплекса сооружений, в который входят земельные участки, причалы, крановые и ж/д пути, открытые и закрытые склады, портовое перегрузочное оборудование, подъездные автомобильные дороги. Пример конфликтной ситуации по данному вопросу газета рассматривала в статье «Дело вологодских портовиков» («Морские вести России» № 7 за 2023 год).
Законодатели готовы к доработкам
Для улучшения ситуации Минтрансом РФ был подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта РФ» дополняющий КВВТ новыми статьями 55.1 и 55.2, касающимися создания, открытия и закрытия речных портов, в том числе в части установления и изменения местоположения границ их территорий, а также ведение Реестра речных портов.
Документ также предусматривает реконструкцию и возобновление работы смешанного грузопассажирского постоянного многостороннего пункта пропуска Пашково (Еврейская автономная область), что «возможно при условии устранения имеющихся пробелов в законодательстве РФ в части определения границ речных портов».
Правительство РФ внесло документ в Госдуму 11 декабря 2024 года. Совет нижней палаты парламента установил срок представления отзывов, предложений и замечаний по нему, а также заключения Правового управления аппарата Государственной думы до 12 февраля 2025 года.
В случае принятия закона органы власти также должны будут издать следующие нормативно-правовые акты: постановления Правительства РФ
- «Об утверждении порядка установления и изменения границ речного порта»;
- «Об утверждении порядка подготовки и принятия решения о создании речного порта»;
- «Об утверждении Порядка открытия и закрытия речного порта для оказания услуг»;
а также приказ Минтранса РФ «Об утверждении Правил ведения Перечня речных портов РФ».
Противоречия с действующим законодательством
Однако эксперты отмечают, что в текущей редакции законопроекта есть противоречия с нормами действующего законодательства. Об этом заявил вице-президент Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта (АПСРТ) Сергей Егоров в ходе II Всероссийского форума и выставки «Речная инфраструктура: модернизация и точки роста» в ноябре 2024 года.
Так в соответствии с ч. 8 ст. 6 Водного кодекса РФ, каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для любительского рыболовства и причаливания плавучих средств.
В соответствии с Земельным кодексом РФ земельные участки в пределах береговой полосы водных объектов общего пользования не подлежат приватизации. Договор аренды участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в береговой полосе водного объекта общего пользования, заключается при условии обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту и его береговой полосе.
Особый порядок использования береговой полосы предусмотрен только в целях судоходства (ст. 10 КВВТ РФ), тогда как речной порт - комплекс сооружений, обустроенных и оборудованных в целях обслуживания пассажиров и судов, погрузки, выгрузки и т. д.
«Помимо предлагаемых изменений в КВВТ РФ относительно определения границ территории порта, необходимо определить порядок использования портами береговой полосы», - подчеркнул эксперт.
Помимо этого, новый законопроект обязывает владельцев портов общего пользования содержать подходы и рейды за свой счет, что противоречит статье 56 и 8 КВВТ, которые требуют обеспечения безопасных подходов за счет федерального бюджета.
Также есть неоднозначные определения. Понятие «рейда» в проекте сужено и не охватывает все части акватории, а понятия пассажирского и грузового портов не разграничены.
«Для устранения выявленных противоречий и обеспечения эффективного функционирования речных портов необходимо провести комплексную доработку проекта с учетом мнений и предложений экспертов и представителей бизнес-сообщества», - отметил Сергей Егоров.
Формулировки предлагают уточнить
У экспертов Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ возникли претензии к понятиям «порт общего пользования» и «причал общего пользования», используемым в законопроекте.
«Формулировки указанных понятий в редакции законопроекта не позволяют отнести к таковым речные порты и причалы, где осуществляется только обслуживание пассажиров или только погрузка, выгрузка, прием, хранение и выдача грузов. Это может на практике привести к правовой неопределенности. В этой связи палата предложила учесть в проекте закона различные способы эксплуатации речных портов, как в качестве пассажирских, так и в качестве грузовых», - пояснил ТАСС глава ТПП РФ Сергей Катырин.
Кроме того, законопроектом предлагается установить, что территорию порта составляют земельные участки, предоставленные для размещения не всего порта, а его объектов в соответствии с земельным законодательством.
«В то же время практика показывает, что большинство речных портов выполняют работы по погрузке и выгрузке грузов из судов не только на территории самого порта, но и на внутренних водных путях плавучими кранами и гидроперегружателями. При этом определить границы использования акваторий для таких работ не всегда представляется возможным. В этой связи палата предложила ко второму чтению рассмотреть вопрос об установлении более гибкого подхода к определению границ речного порта, чтобы вся его инфраструктура использовалась в рамках правого поля», - добавил Катырин.
От федеральных портов к региональным
15 января 2024 года депутаты от фракции «Новые люди» внесли в Госдуму законопроект № 818542-8, который предлагает распространить право приоритетного выкупа инфраструктуры речных портов на порты, находящиеся в собственности регионов, в то время как сейчас такой выкуп возможен только в случае с федеральным имуществом.
Как говорится в пояснительных материалах, сейчас продажа портовых гидротехнических сооружений (в том числе причалов), перегрузочных комплексов и иных расположенных в речном порту объектов без проведения торгов возможна только в отношении федерального имущества и при одновременном соблюдении ряда условий.
Законопроект предлагает распространить положения о приоритетном выкупе на имущество речных портов, принадлежащее регионам.
Согласно действующему законодательству, право преимущественного выкупа объекта возникает при соблюдении ряда условий: аренда или безвозмездное пользование объектом в течение двух лет, отсутствие задолженностей и наличие заключения о технологической связи объекта с услугами в порту.
Авторы документа отмечают, что изменения позволят учитывать региональные особенности и ускорят вовлечение портовых сооружений в экономическую деятельность.
* * *
Оглядываясь на пример морских портов России, можно надеяться, что приход в речные порты частных инвестиций, значительно улучшит качество их управления, техническое и технологическое состояние. Однако для этого предстоит еще много законотворческой работы, результатом которой станет появление надежного и эффективного для бизнеса механизма приватизации.
Сергей Алексеев