Ведомости. Техника уступила еде в онлайн-продажах

Объем интернет-торговли в России в 2024 году достиг 9 трлн рублей

 

Рынок интернет-торговли в РФ в 2024 г. вырос на 41% почти до 9 трлн руб. Об этом "Ведомостям" заявил президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов. По данным АКИТ, 97% всего объема рынка пришлось на онлайн-покупки в российских интернет-магазинах и на маркетплейсах. На трансграничную торговлю пришлось 3% (270 млрд руб.). Рост составил около 40%, подтвердил "Ведомостям" партнер аналитической компании Data Insight Федор Вирин. При этом в абсолютных цифрах он оценивает рынок в 10 трлн руб. "без учета кроссбордера". Данные АКИТ представляются несколько заниженными и гендиректору "Infoline-аналитики" Михаилу Бурмистрову (он говорит о 11,4 трлн руб.).

 

Почему растет

 

В целом же, как говорит глава совета по электронной коммерции Торгово-промышленной палаты Алексей Федоров, росту рынка способствуют в первую очередь маркетплейсы. "Покупатель перестал искать товары "в интернете", он сразу идет в уже установленные на телефонах приложения", - утверждает он. По данным "Infoline-аналитики", в 2024 г. доля мультикатегорийных маркетплейсов выросла на 6,6 п. п. и превысила 66% от общих объемов интернет-торговли, а совокупная доля топ-10 крупнейших игроков на рынке онлайн-продаж превысила 81%.

Выросла доля онлайн-торговли и в ритейле в целом, говорят в АКИТ: 16,2% против 13,5% в 2023 г. и 11,6% в 2022 г. По оценке Бурмистрова, доля онлайн-продаж от оборота розничной торговли достигла 20,6% (+3,4 п. п. по сравнению с 2023 г.). Но он считает, что темп роста замедлился до 38% по итогам 2024 г. с 45% по итогам 2023 г. "Замедление совсем небольшое - и это, конечно, отличный результат для многотриллионного рынка", - говорит Вирин. Но он считает, что если делать поправку на инфляцию, то замедление рынка в 2024 г. становится заметнее - с 34% в 2023 г. до 28% в 2024 г.

О замедлении роста говорит и директор по электронной коммерции "Т-бизнеса" Илья Кретов. В 2023 г. оборот на маркетплейсах вырос на 47%, число транзакций - на 63%, а в 2024 г. эти показатели составили 41% и 20% соответственно, утверждает он. При этом в 2023 г. средний чек упал на 10% по отношению к предыдущему году, а в 2024 г., наоборот, вырос на 18%.

 

Овощи вырываются вперед

 

По данным АКИТ, по объемам продаж в интернете в 2024 г. на 1-м месте оказались продукты питания. Ранее самой популярной категорией была цифровая и бытовая техника, ее доля в общем объеме покупок составляла 18%, говорилось в исследовании АКИТ за 2023 г.

Доставка продуктов из магазинов и готовой еды из заведений общепита впервые по итогам 2024 г. возглавила рейтинг: на нее пришлось 16,9% от всех онлайн-покупок. На второй строчке оказались товары для дома и мебель (14,8%), за ними - электроника и бытовая техника, а также одежда и обувь (по 14,3%), следует из данных АКИТ. Впервые на 5-м месте по доле продаж в онлайне оказались автозапчасти и автоаксессуары (6,9%).

Заметно средний чек вырос только в категории ювелирных изделий и часов - на 68% до 7680 руб., подсчитали в АКИТ. В остальных категориях он подрос в пределах инфляции или, наоборот, снизился. Так, средний чек за продукты питания уменьшился на 27% и составил 781 руб., в аптеках снижение на 46% - 1016 руб., в аксессуарах минус 54% - 3588 руб.

 

Время регионов

 

В 2025 г. темпы роста рынка продолжат замедляться, говорит Кретов. По данным сервиса аналитики и прогнозирования ETNA от Т-банка, ожидается, что объем покупок на маркетплейсах в денежном выражении вырастет на 24%. Мелкие селлеры столкнутся с увеличением конкуренции и сложными условиями, что потребует от них поиска новых стратегий для выживания, отмечает Кретов.

Вирин тоже ожидает заметного снижения темпов роста российского рынка электронной коммерции в 2025 г. - ориентировочно до +21% по количеству заказов и +25% в денежном выражении. Однако "последняя цифра сильно зависит от инфляции и валютных курсов", напоминает он.

Онлайн-торговля делает доступными для местных жителей покупки любых товаров, отмечает Соколов. Например, в Чукотском автономном округе на онлайн приходится 38% от всех покупок, в Магаданской области - 25%, следует из статистики АКИТ. "Региональный рынок, по сути, только начал развиваться, и у него очень высокий потенциал, поэтому такие же темпы роста российского e-commerce продолжатся и в перспективе", - говорит Соколов.

Бурмистров также считает, что ключевым трендом 2024 г. стал рост продаж в малых населенных пунктах. Там практически отсутствуют торговые объекты по продаже непродовольственных товаров, поэтому после открытия ПВЗ Ozon и Wildberries у потребителей впервые появилась возможность осуществлять покупки без поездки в более крупные населенные пункты, объясняет аналитик. Вирин отмечает, что 2024 год продолжил тренды, которые наблюдались и в предыдущие годы: рост онлайна за счет перетока из офлайна все большей доли повседневных покупок, усиление доминирования маркетплейсов, а точнее, двух крупнейших из них - Wildberries и Ozon.

Источник: www.vedomosti.ru