12 ноября 2020 года профильные комитеты ТПП РФ и РСПП с участием омбудсмена по вопросам, связанным с ликвидацией нарушений прав предпринимателей в сфере сертификации, лицензирования и технического регулирования обсудили создавшуюся ситуацию с представителями более чем 100 аккредитованных органов по оценке соответствия.
В ТПП РФ поступили многочисленные обращения аккредитованных лиц (испытательных лабораторий и органов по сертификации), исключенных из национальной части Единого реестра органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза в соответствии с решением Межведомственного совета национальной инфраструктуры качества (далее – Межведомственный совет) и Росаккредитации.
Межведомственный совет был создан в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2019 г. № 1236 «О порядке и основаниях принятия национальным органом по аккредитации решений о включении аккредитованных лиц в национальную часть Единого реестра органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза и об их исключении из него» (далее – Постановление № 1236).
Еще на этапе подготовки проекта указанного документа и его общественного обсуждения профессиональным сообществом высказывались обоснованные опасения в избыточности его требований, создающих дополнительные административные барьеры для аккредитованных лиц, а также отмечались существенные противоречия требований данного документа и Решения Совета ЕЭК от 05.12.2018 № 100 «О Порядке включения аккредитованных органов по оценке соответствия (в том числе органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров)) в единый реестр органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза, а также его формирования и ведения» (далее – Решение ЕЭК № 100).
В результате очередного заседания Межведомственного совета, состоявшегося 6 ноября 2020 года, состоялось исключение из национальной части Единого реестра 182 аккредитованных лиц – 84 органов по сертификации и 98 испытательных лабораторий (центров). Решение было принято на основе применения Росаккредитацией критериев оценки деятельности аккредитованных органов, установленных Постановлением № 1236. Необходимо отметить, что данные критерии не соответствуют критериям, установленным Решением ЕЭК № 100, носят субъективный и неоднозначный характер и не имеют международных аналогов. Несоответствие критериям ЕЭК не послужило основанием для исключения аккредитованных лиц из национальной части Единого реестра. В других странах-членах ЕАЭС (например, Беларуси и Казахстане) решение о включении аккредитованных лиц в Единый реестр принимается исключительно на основе требований, установленных Решением ЕЭК №100. Наличие различных требований к аккредитованным лицам в странах-членах ЕАЭС при включении их в Единый реестр противоречит принципам технического регулирования ЕАЭС, установленным в пункте 13 части 1 статьи 51 Договора ЕАЭС, в части «единства правил и процедур проведения обязательной оценки соответствия».
Исключенные из национальной части Единого реестра аккредитованные лица не имели возможности представить дополнительные аргументы или оспорить принятое решение.
В качестве наиболее показательных примеров «формального» подхода можно привести исключение из национальной части Единого реестра по критерию «образование руководителей» (более 50% из общего числа исключенных). При этом, в качестве несоответствий области аккредитации отмечалось образование руководителя (заместителя руководителя) испытательной лаборатории по специальности и/или направлениям подготовки «Метрология и метрологическое обеспечение», руководителя (заместителя руководителя) органа по сертификации по специальности «Стандартизация и сертификация», которые являются базовыми для испытаний и сертификации продукции. Имеются многочисленные случаи субъективной и неоднозначной трактовки соответствия образования и опыта работы руководителя (заместителя руководителя) в области оценки соответствия.
Отсутствие возможности проверяемых оспорить принятое решение (представить дополнительные аргументы) привело к тому, в качестве несоответствий фигурировало отсутствие опыта работы руководителя (заместителя руководителя) испытательной лаборатории в области оценки соответствия менее 5-ти лет, при этом в ряде случаев по данным документов, подтверждающих опыт работы, данные лица имеют опыт работы в области оценки соответствия более 20 лет. Даже предоставление аккредитованными лабораториями по установленным для включения в Единый реестр формам дополнительной информации по средствам испытаний послужило основанием для исключения их из национальной части Единого реестра.
Целый ряд решений по исключению был принят на основании того, что заказчики испытательных лабораторий для целей регистрации деклараций о соответствии предоставили протоколы испытаний в аккредитованные органы по сертификации, деятельность которых была впоследствии прекращена, однако испытательные лаборатории работают с органами по сертификации, имеющими официальную аккредитацию и не могут нести ответственность за использование заказчиком протоколов испытаний.
В ходе обсуждения было отмечено, что в результате принятого в условиях пандемии решения оказалась парализована работа этих предприятий малого и среднего бизнеса, имеющих дорогостоящие средства испытаний и объединяющих высоквалифицированных специалистов по оценке соответствия продукции требованиям технических регламентов ЕАЭС. Поддержка предприятий МСП в условиях пандемии объявлена Президентом РФ и Правительством РФ приоритетом государственной политики. В проблемной ситуации оказались и производители (поставщики) продукции, которые не могут провести испытания, подтверждение соответствие и выпуск в обращение изготавливаемой (поставляемой) ими продукции по ранее заключенным контрактам.
Формальный подход к оценке аккредитованных лиц привел к тому, что из национальной части Единого реестра были исключены высокопрофессиональные испытательные лаборатории, имеющие более, чем 30-летний стаж работ на рынке, признанные на международном уровне, имеющие уникальную область аккредитации и являющиеся практически единственными испытательными лабораториями на российском рынке для определенных видов продукции (например, в области испытаний средств индивидуальной защиты органов дыхания, газобаллонного оборудования и т.д).
Исключение аккредитованных лиц из национальной части Единого реестра:
- привело фактически к лишению прав и полномочий аккредитованных лиц, которые прошли ранее аккредитацию в установленном в РФ порядке и подтвердили свое соответствие критериям аккредитации;
- парализовало деятельность, в том числе, аккредитованных лиц, которые включены в национальную часть Единого реестра и которые не могут воспользоваться результатами работ по испытаниям, проведенным испытательными лабораториями до их исключения из национальной части ввиду того, что Росаккредитация полностью заблокировала доступ к этим данным.
Отсутствие аккредитованных органов по оценке соответствия, включенных в российскую Национальную часть Единого реестра, заставит заявителей проводить оценку соответствия в других государствах-членах ЕАЭС и, соответственно, платить налоги и создавать рабочие места в других государствах.
Участники экспертного сообщества согласны с необходимостью очистки рынка оценки соответствия от недобросовестных компаний и считают, что Росаккредитация обладает для этого необходимым набором инструментов, не прибегая к установлению дополнительных критериев.
20 ноября 2020 года в Росаккредитации состоялось совещание с участием статс-секретаря заместителя министра экономического развития РФ Алексея Херсонцева, руководителя Росаккредитации Назария Скрыпника, председателя Общественного совета при Росаккредитации Владимира Саламатова, представителей руководства и структурных подразделений Росаккредитации. В работе совещания принял участие председатель Комитета ТПП РФ по техническому регулированию, стандартизации и качеству продукции Сергей Пугачев, представители РСПП, ассоциаций испытательных лабораторий и органов по сертификации, ассоциаций производителе продукции.
В ходе совещания подробно обсуждались практические вопросы реализации постановления №1236 и проблемы, поднятые российскими аккредитованными лицами.
25 ноября 2020 года в формате видеоконференции состоялось заседание Общественного совета при Росаккредитации. Представители ассоциаций бизнеса в различных отраслях экономики и ведущие эксперты в области оценки соответствия обменялись мнениями с руководством Росаккредитации по основным направлениям деятельности Совета в 2020 г., сформулировали задачи совещательного органа на 2021 г., обсудили инструменты и формы взаимодействия Совета и ведомства по вопросам реализации постановления Правительства № 1236.
В заседании принял активное участие председатель Комитета ТПП РФ по техническому регулированию, стандартизации и качеству продукции Сергей Пугачев, представители РСПП, ассоциаций испытательных лабораторий и органов по сертификации, ассоциаций производителе продукции.
Члены Общественного совета отметили оперативную работу Росаккредитации в части обратной реакции на поступающие обращения аккредитованных лиц, исключенных из реестра по итогам решений Межведомственного совета национальной инфраструктуры качества.
По результатам обсуждения было отмечено, что органы по сертификации и испытательные лаборатории, в заявках которых установлены несоответствия критериям, могут их устранить и в ближайшее время подать заявление на переоценку. Все поступающие в Службу обращения, касающиеся включения аккредитованных лиц в национальную часть Единого реестра, будут рассматриваться в приоритетном порядке. Обратиться в Службу можно по телефону горячей линии или направить обращение через электронную приемную на сайте ведомства.
Также в ходе обсуждения было предложено создать рабочую группу при Общественном совете, в рамках которой дополнительно рассмотреть критерии оценки аккредитованных лиц, установленные постановлением № 1236, в целях учета мнения представителей профессиональных организаций было предложено включить представителя Общественного совета в состав рабочей группы, готовящей документы для рассмотрения Межведомственным советом национальной инфраструктуры качества.
Комитет ТПП РФ по техническому регулированию,
стандартизации и качеству продукции