В Палате прошло расширенное заседание Комитета по развитию АПК на тему: «Вызовы, задачи и перспективы взаимодействия агропромышленного и нефтеперерабатывающего комплексов в условиях действия Парижского соглашения по климату». Открыл заседание директор Департамента развития предпринимательства Денис Дыбов.
Участники мероприятия отметили глобальные изменения, которые произошли за последнее время в мировой энергетике. После подписания и ратификации Россией Парижского соглашения по климату был принят федеральный закон № 296 «Об ограничении выбросов парниковых газов» и Указ президента РФ «О мерах по реализации государственной научно-технической политики в области экологического развития Российской Федерации и климатических изменений». Таким образом, возникла правовая база, которая диктует необходимость внедрения и развития низкоуглеродной энергетики в России, и прежде всего, низкоуглеродных энергоносителей для транспорта.
Главный вызов для РФ – данные изменения в ближайшее время существенно затронут производство дизельного топлива, значительная часть которого идет на экспорт, в первую очередь, в Европу. Так, в 2020 году экспорт дизеля составил около 30 млн тонн. В ЕС приняты Европейская директива по возобновляемым источникам энергии (REP II), которая уже в 2021-22 годах вводит повышенные пошлины на традиционное углеродное топливо, а также Европейские регламенты по использованию биокомпонентов в дизельном и авиационном топливе.
В техническом плане речь идет о том, что в ближайшее время Европейский союз откажется от импорта моторных топлив без обязательной «зеленой» компоненты. На первом этапе доля биотоплива в дизеле должна составить 3%, в дальнейшем она будет только повышаться. Для авиационного топлива тенденции таковы: к 2025 году «зеленая» компонента – 2%, а к 2050 году – уже 63%. Учитывая все возрастающий российский экспорт дизельного топлива и авиакеросина в Европу, наша страна может столкнуться со значительными финансовыми и производственными потерями, который оцениваются в сотни миллиардов рублей в течение ближайших 10 лет.
Выход из положения – либо поставить российских производителей нефтепродуктов в зависимость от зарубежных производителей биотоплива, либо оперативно сформировать отечественный комплекс производств «зеленой» низкоуглеродной компоненты. Как подчеркнул председатель Комитета ТПП РФ по развитию АПК Петр Чекмарёв, в России имеются все возможности и технические компетенции для создания новой отрасли по производству биотоплива. В стране динамично расширяются площади по выращиванию важной масличной культуры - рапса. Только в прошлом году экспорт из России семян рапса составил около 400 тыс. тонн. Идет позитивное развитие сегмента АПК по выращиванию и переработке конопли. В РФ имеются значительные объемы отходов лесной промышленности, которые также являются отличной сырьевой базой для производства биотоплива.
Самое главное – в нашей стране уже имеются конкретные технологические разработки, позволяющие выпускать полноценный аналог «зеленой» компоненты для дизельного топлива – HVO, которая одобрена Европейской комиссией по энергоносителям из возобновляемых ресурсов. Так, КБ «Базальт» на промышленной площадке в Томске готово запустить опытно-промышленную установку. По словам заместителя директора компании Игоря Галушкина, речь идет о модуле, который способен производить до 200 литров биотоплива в час или 1,7 тыс. тонн в год. После опытных испытаний в течение 16-18 месяцев возможно создать уже полноценное промышленное производство. Причем подобные технологические разработки имеются и в других регионах страны. Крайне важно, что предложенная технология рассчитана на любые виды сырья из отходов переработки продукции АПК и лесопромышленности.
На заседании Комитета выступил советник председателя правления Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков Александр Лебедев, который заявил о необходимости создать межведомственную рабочую группу. По его словам, объем и сложность задач по формированию новой отрасли не позволяют принимать решения в рамках одного ведомства.
Инициативу полностью поддерживает ТПП РФ. Как отметил Петр Чекмарёв, рабочей группе предстоит основательно поработать на целом ряде направлений. Во-первых, нужно обеспечить нормативно-правое регулирование новой отрасли. Во-вторых, определить на базе каких технологий она будет развиваться. В-третьих, определить объем производства, и какие культуры станут сырьевой базой для «зеленой» компоненты. В-четвертых, предстоит организовать промышленное производство необходимого оборудования, а также внедрить технологии в реальный сектор. Иными словами необходимо скоординировать все программы развития различных министерств и ведомств для обеспечения развития новой отрасли, заключил Петр Чекмарев.
А перспективы новой отрасли весьма значительны. Учитывая современную динамику российского экспорта нефтепродуктов за рубеж, уже к 2025 году потребуется производить около 3-4 млн тонн «зеленого» топлива, то есть объем нового рынка составит порядка 600 млрд рублей. К 2030 году цифра производства может достигнуть 5-6 млн тонн, предназначенных только для обслуживания российских экспортных потоков. Если учитывать поставки нефтепродуктов из сопредельных стран, то объем производства российских аналогов HVO может стать еще больше.
Пресс-служба ТПП РФ, С. Осипов