ТПП РФ: драйвером развития городской экономики должны и могут стать семейные предприятия

В рамках программы подготовки управленческих кадров «100 городов», которую реализует государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ» совместно с Московской школой управления «Сколково», состоялась специальная сессия, посвященная семейному предпринимательству.

С основным докладом выступила Елена Дыбова, вице-президент ТПП РФ, которая рассказала о той деятельности, которую ведет федеральная палата в сфере поддержки и развития семейного предпринимательства.

В своем выступлении Елена Дыбова подчеркнула важность комплексного подхода к развитию городов, заложенного в основу образовательной программы ВЭБ.РФ. Она отметила, что «выполнение всех показателей национальных проектов непосредственно зависит от квалифицированной и слаженной работы на всех уровнях, начиная от федеральных и заканчивая муниципальными властями. Сегодня у нас есть понимание, что для достижения качественного результата важно поднимать компетенции заказчиков, которые возводят современное жилье и формируют общественные пространства, строят и модернизируют городскую инфраструктуру, наполняют ее жизнью, комфортом и уютом».

Именно семейные компании, которые составляют порядка двух третей всех субъектов малого и среднего предпринимательства в России, развивают ту среду, в которой мы все живем в городах: они создают рабочие места, производят качественную продукцию и оказывают всем жителям разнообразные услуги, инвестируют в новые проекты и направления деятельности, их налоги формируют региональные и городские бюджеты. Елена Дыбова отметила, что 30% всего хлеба в России выпекают семейные пекарни; 99% фермерской продукции выращено семейными с/х компаниями; 95% частных школ в России основаны семейными предпринимателями; 80% частных гостиниц и 60% предприятий общественного питания – это семейный бизнес; 35% российской косметики создано на производствах, которыми руководят родственники.

Семейное предпринимательство имеет давние корни и традиции в России – среди известных купцов и промышленников прошлых веков Елена Дыбова назвала такие династии как Третьяковы, Морозовы, Бахрушины, Абрикосовы, Елисеевы, Коноваловы. Они и многие другие были известны не только своими коммерческими успехами, но и активной благотворительной и социальной деятельностью. Они формировали благоприятную для жизни среду вокруг себя: развивали первичное образование; поддерживали культуру и делали ее доступной для всех слоев населения; строили жилье и больницы для рабочих; занимались благотворительной поддержкой детей и женщин; активно формировали и продвигали имидж бизнеса, городов, губерний внутри России и за рубежом.

Именно так и живут сегодня семейные компании России – развивая свой бизнес и создавая благоприятные условия жизни для членов своих семей, они формируют комфортную среду и условия для поступательного развития экономики вокруг себя, служат ярким примером для других семей.

Среди основных приоритетов деятельности ТПП России в сфере поддержки и развития семейного предпринимательства, по словам Елены Дыбовой, – законодательные инициативы по введению понятия «семейное предприятие» и запуску нового налогового режима в виде «коллективного патента» для семейных компаний; реализация целого ряда специальных проектов для действующих семейных предпринимателей и их детей; осуществление деятельности Всероссийского семейного совета; формирование на базе территориальных палат Центров семейного бизнеса как ключевой организации инфраструктуры с серьезным пакетом услуг.

Поэтому крайне важно, подчеркнула Елена Дыбова, чтобы на муниципальном и региональном уровнях власти находили возможность поддержать семейные предприятия, их инициативы и проекты – как это, например, было сделано в Кемеровской области, где в пандемию таким компаниям выделялись грантовые средства в размере до 300000 рублей, а в Республике Башкортостан – в рамках Стратегии развития до 2030 года – предусмотрено финансирование созданного на базе республиканской торгово-промышленной палаты Центра семейного бизнеса.

Завершая свое выступления, Елена Дыбова отметила, что семейные компании обладают целым рядом преимуществ, которые делают их надежными и долгосрочными партнерами власти по реализации различных проектов в сфере развития городской экономики:

- они нацелены на долгосрочное развитие;

- они формируют бизнес-династии и воспитывают новых предпринимателей;

- семейные компании прямо заинтересованы в экономическом и социально-культурном развитии городов, совершенствовании городской инфраструктуры для формирования благоприятной среды обитания и повышения качества жизни своих членов;

- развивая свой бизнес, семейные компании стимулируют деловую активность в целом;

- семейные компании – «точки роста» и драйвер городской экономики.

 ------------------------

Основная цель проекта «100 городов», реализуемого государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» - сформировать в городах команды управленцев, обладающих передовыми практиками и знаниями в сфере городского менеджмента. Программа призвана создать условия для запуска в России проектов ускоренного развития экономики городов, формирования комфортной среды для жизни людей и вывода российских городов на лидирующие позиции в международных рейтингах по уровню качества жизни.

В состав команд входят мэр (лидер команды), его заместители по ключевым направлениям, представители региональной власти и должностные лица, курирующие вопросы градостроительной и архитектурной политики.

В рамках программы участникам предстоит работа над проектами трансформации города, а также поиск релевантных технологических и управленческих решений. Ключевая задача проекта в том, чтобы участники проекта вышли не просто с пониманием передового российского и международного опыта в области управления городами, а с готовой программой развития своего города, и могли бы применить полученные навыки для ее реализации.

Департамент реализации специальных проектов, А.Ермошин