В ТПП РФ обсудили проблемы, связанные с перемещением крупногабаритной сельхозтехники по автодорогам общего пользования

В ТПП России состоялся круглый стол на тему: «Проблемы, связанные с перемещением крупногабаритной сельхозтехники по автомобильным дорогам общего пользования в период сезонно-полевых работ». В заседании приняли участие представители законодательных и исполнительных органов власти, профильных министерств и ведомств, делового сообщества. Модератором мероприятия выступил Президент ТПП РФ Сергей Катырин

Открывая заседание, Сергей Катырин рассказал, что тема заседания была выбрана, основываясь на множестве обращений членов территориальных ТПП, предпринимателей со всей России. Во всех этих обращениях указывается, что Порядок получения разрешения на перемещение крупногабаритной сельхозтехники, прицепных или навесных агрегатов по дорогам общего пользования в период сезонно-полевых работ таков, что его практически невозможно выполнить в желаемые сроки, сам процесс крайне сложен и зачастую требует дополнительных затрат, что крайне обременительно для сельхозтоваропроизводителей.

Анализ этих жалоб показал, что проблема достаточно серьезна. Так, например, согласно представленного планового расчета оплаты за получение разрешений для небольшого предприятия Самарской области общие затраты за 9 месяцев 2021 года составляют более 3,5 млн рублей. Сумма для такого хозяйства астрономическая, подчеркнул глава ТПП РФ.

Поэтому сельхозпроизводители в большинстве случаев вынуждены договариваться с представителями власти, которые закрывают глаза на нарушения. Но данная ситуация не устраивает никого: ни тех, кто работает на земле, ни контрольные и надзорные органы.

По мнению Сергея Катырина, существует много возможностей организовать перемещение крупногабаритной сельхозтехники в другом формате, основываясь, не на разрешительном порядке, а на уведомительном, внесении изменении в законодательство, использования цифровых технологий, тем самым в итоге упростив жизнь всем участникам процесса и сняв с них бремя коррупциогенности.

Глава ТПП РФ отметил, что цель данного круглого стола, куда приглашены все заинтересованные стороны, выработка конкретных предложений, с которыми можно будет обратиться в Правительство РФ для решения этого наболевшего вопроса. 

Сергей Митин, первый заместитель председателя Комитета по агропродовольственной политике и природопользованию Совета Федерации ФС России напомнил участникам встречи, что тема для сельскохозяйственной отрасли не нова и давно находится в центре внимания трех заинтересованных ведомств: Минсельхоза, Минтранса  и МВД. Последний приказ Минтранса России от 05.06.2019 №167 должен был вроде бы разрешить большинство проблем, но это оказалось не так.

Сенатор также подчеркнул, что вопрос не решается, даже несмотря на недавнее поручение президента России. Сергей Митин поблагодарил  ТПП России за взятие на контроль данной проблемы и отметил, что ознакомился с проектом резолюции заседания, в целом согласен с предложенными там шагами и готов поддержать их реализацию в дальнейшем. 

Петр Чекмарев, председатель Комитета ТПП РФ по развитию АПК со своей стороны подтвердил, что тема для отрасли острая. По его словам, соответствующая законодательная база требует доработки, в частности, с учетом особенностей применения сельхозтехники: работа в разных климатических зонах, учета погодных условий, сезонности и технических характеристик применяемой техники. 

Юрий Ткаченко, председатель Совета ТПП Краснодарского края подчеркнул, что существующий разрешительный порядок очень громоздкий и затратный. Его ключевая проблема состоит в том, что нет четкого законодательного определения сельскохозяйственной техники, в части прицепных или навесных агрегатов и четкого прописанного регламента их перемещения по дорогам общего пользования. По мнению главы ТПП Краснодарского края, по факту порядок не работает, его приходится всем нарушать. Но если его нарушают все, нужен ли такой порядок? 

С этой позицией согласились Александр Шипулин, председатель Кубанской ассоциации КФХ и с/х кооперативов (АККОР), подчеркнувший, что сельхозтехнику подвели под одну гребенку с автотранспортом и Константин Юров, глава КФХ «Возрождение», сопредседатель регионального отделения «Деловая Россия», член рабочей группы по реализации механизма «Регуляторной гильотины» при Правительственной комиссии по проведению административной реформы. Последний привел расчеты, согласно которым количество выданных разрешений в 200 раз меньше, чем по факту используемой крупногабаритной сельхозтехники. 

С личным опытом решения проблемы  перемещения крупногабаритной сельхозтехники по автодорогам участников заседания познакомили  Алексей Сидюков, директор ООО «ПЛЕМЗАВОД ДРУЖБА»  (Калининский район, Краснодарского края), Юрий Титяк, глава крестьянского фермерского хозяйства (Выселковский район Краснодарского края) и Олег Сирота, председатель Союза сыроваров России, координатор проекта ОНФ «Народный фермер». 

После выступлений Павла Бурака, заместителя директора  Департамента растениеводства, механизации, химизации и защиты растений Минсельхоза России и Романа Кильдюшкина, начальника отдела дорожной деятельности департамента Минтранса России, рассказавшего, в частности, о новом проекте приказа, регулирующего вопросы, связанные с перемещением крупногабаритной сельхозтехники, состоялась острая дискуссия. 

В ней приняли участие Андрей Горяинов,  начальник Управления проектной деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России, Игорь Ермолаев, старший прокурор по надзору за исполнением законов по защите прав предпринимателей, Управления по надзору за соблюдением прав предпринимателей Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства, Владимир Брусило, заместитель генерального директора ООО «АГМ СИСТЕМЫ» и другие. 

Вице-президент ТПП России Елена Дыбова, акцентировала внимание оппонентов на том, что цель дискуссии и общей работы в выработке единого, эффективного стандарта, который исключит коррупционную составляющую и будет удобен в применении, как для бизнеса, так и для власти. 

Подводя итоги заседания, его модератор Сергей Катырин напомнил, что площадка ТПП России служит для обсуждения и выработки решения актуальных проблем. Глава ТПП РФ призвал все заинтересованные стороны найти возможность ознакомиться и изучить новые предложения, готовящиеся Минтрансом, а также отметил, что доработанная по итогам круглого стола резолюция будет направлена всем его участникам.

 

Пресс-служба ТПП РФ, С.Тюрин

Фото: Д.Подрезов