1 декабря в рамках плана работы Комиссии по вопросам территориального развития Общественного совета при Минэкономразвития РФ в формате ВКС состоялось заседание по обсуждению мер поддержки конгрессно-выставочной деятельности как инструмента ускорения социально-экономического развития и повышения инвестиционной привлекательности регионов России.
В мероприятии приняли участие Президент ТПП РФ Сергей Катырин, председатель Комитета ТПП РФ по выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, генеральный директор АО «Экспоцентр» Алексей Вялкин и директор Департамента регионального развития ТПП РФ Илья Зубков.
Модератором заседания выступила председатель Комиссии, исполнительный директор Фонда «Институт экономики города» Татьяна Полиди.
В своем докладе Сергей Катырин остановился на актуальных вопросах развития конгрессно-выставочной отрасли в России, её значении и задачах.
По его словам, в результате стагнации конгрессно-выставочной деятельности с 2019 года по сегодняшний день в связи с пандемией около 70% компаний понесли значительные убытки, 10% компаний прекратили деятельность, 64% компаний сократили рабочие места.
Деятельность отрасли буквально остановилась в 2020 году, ряд выставочных комплексов были переформатированы под ковидные госпитали, подчеркнул глава ТПП РФ.
Более того, как утверждали представители отрасли, встал вопрос ее фактического выживания. Однако благодаря общим усилиям и вниманию со стороны государства деятельность по организации выставок была признана Правительством РФ одной из наиболее пострадавших областей экономики, что определило распространение ряда мер поддержки на организаторов мероприятий и позволило им «удержаться на плаву», но, надо, к сожалению, признать, не всем, отметил Сергей Катырин.
Определяющим стал вопрос ОКВЭД. К сожалению, только часть организаторов мероприятий работала по специальному ОКВЭД 82.30, а именно по формальному признаку предоставлялась государственная поддержка.
По мнению главы ТПП РФ, конгрессно-выставочная деятельность объективно занимает особое место в экономике России. В нынешних условиях, несмотря на пандемию, это – уникальный механизм, помогающий в продвижении регионов, их продукции и производителей на внутренних и внешних рынках, обеспечивающий привлечение прямых инвестиций, развивающий международное экономическое сотрудничество.
Вместе с тем, важнейшим фактором, который ограничивает развитие отрасли, остается недоразвитость специализированной инфраструктуры в регионах.
Сергей Катырин привел ряд цифр для сравнения. Так, суммарная площадь закрытых выставочных площадей в России – 1,028 млнм2, в Италии – 2,3 млнм2, в Германии - 3,2 млнм2, в Китае – 6 млнм2.
В последние годы произошло увеличение количества региональных конгрессно-выставочных центров – с 2010 г. в России введено 12 новых площадок общей выставочной площадью порядка 300 тыс.м2. И хоть обеспеченность регионов специализированными площадями недостаточна, но резкого роста строительства новых выставочных комплексов в ближайшее время по понятным причинам ждать не стоит, в следующие пять лет рост выставочных закрытых площадей составит до 7–10%, отметил глава Палаты.
Есть отдельные удачные примеры реализации инвестиционных проектов, опыт которых может быть использован. Например, Совет по инвестициям Республики Татарстан выделил новый земельный участок площадью 3 га для строительства нового комплекса «Экспо-Кама» в Набережных Челнах. В Самаре рассматривается проект строительства конгресс-холла площадью более 37 000 кв.м.
В целом по России, согласно проведенному опросу, свою заинтересованность в развитии материально-технической базы выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности подтвердили порядка 50 администраций субъектов РФ.
Но надо понимать, подчеркнул Сергей Катырин, что наращивание объема выставочных площадей не является самоцелью. В этой работе крайне важно провести тщательную проработку бизнес-проектов по созданию новых комплексов с учетом планов развития выставочной инфраструктуры сопредельных регионов, заблаговременное формирование и наполнение выставочных программ.
Глава ТПП РФ внес предложение рекомендовать ответственным органам государственной власти субъектов поддержать отрасль, обратив внимание на возможности региона по модернизации объектов конгрессно-выставочной инфраструктуры и строительства новых, в том числе с применением механизмов ГЧП.
Сергей Катырин также предложил заинтересованным ведомствам, в частности, Минэкономразвития, РЭЦ объединить усилия на данном направлении.
Следует расширить практику эффективного механизма поддержки участников конгрессно-выставочных мероприятий, который реализуется Центрами поддержки предпринимательства «Мой Бизнес» и увеличить финансирование на данные цели.
Кроме того, в настоящее время в числе услуг, оказываемых центрами поддержки экспорта и центрами поддержки предпринимательства, не предусмотрено проведение и финансирование онлайн бизнес-миссий.
В этой связи глава ТПП РФ обратился с предложением к Минэкономразвития России рассмотреть возможность включения уже на будущий год в соответствующие нормативные акты проведение межрегиональных и международных мероприятий, в том числе бизнес-миссий в онлайн формате, затраты на участие в которых подлежат финансовому обеспечению за счет средств субсидии.
Сергей Катырин призвал Комиссию поддержать инициативы ТПП РФ и выставочного сообщества по скорейшему принятию Стратегии развития выставочно-конгрессной деятельности до 2030 года и федерального закона «О выставочной, ярмарочной и конгрессной деятельности», которые послужат дальнейшему развитию отрасли, систематизации профильных процессов.
Глава ТПП РФ также выступил с предложением инициировать вопрос о внесении дополнений в Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, в части введения дополнительных кодов ОКВЭД для деятельности по организации ярмарок, а также услугам по монтажу и демонтажу выставочных экспозиций.
В заключение, Сергей Катырин напомнил о рейтинге событийного потенциала регионов России, который формируется с 2014 года партнерами из выставочного научно-исследовательского центра R&C (ВНИЦ R&C) и предложил обратить внимание региональных органов власти на проводимое исследование для учета при планировании собственной деятельности.
Далее Алексей Вялкин выступил с презентацией, в которой рассказал о состоянии конгрессно-выставочной отрасли в России и мире, подчеркнув, что отрасль пытается искать пути выхода из кризиса, находя, в том числе, новые источники прибыли. Он отметил эффективность выставочной среды для инвестиционной деятельности, а также привел формулу, демонстрирующую экономический эффект от участия в выставочных мероприятиях, приводя примеры деятельности АО «Экспоцентр».
Алексей Вялкин особо отметил новое направление, которое развивает «Экспоцентр» – формат StartUp Zone, который демонстрирует и популяризирует научно-технические разработки, является действенным инструментом поиска инвестора и связующим звеном между уникальным технологическим предложением и производственными компаниями.
Глава профильного Комитета предложил внести в протокол заседания, следующее: продолжить позиционирование выставок как наиболее эффективного механизма продвижения инноваций и технологий, а также рекомендовать органам исполнительной власти и торгово-промышленным палатам обеспечить организационную поддержку инициатив региональных операторов выставок по расширению собственных проектов за счет активностей стартапов и инновационных компаний.
После короткого обсуждения участниками мероприятия, в том числе кадровой проблемы в отрасли, итоги заседания подвела модератор, анонсировавшая новые встречи и подготовку планов работы Комиссии на 2022 год.
Пресс-служба ТПП РФ, С.Тюрин