Форум деловых СМИ. «Старые» и «новые» профессионалы медиасреды: за кем будущее?»

В рамках XIII Всероссийского форума деловых СМИ «Деловые СМИ России в новых экономических условиях», прошедшего 7 апреля в МИА «Россия сегодня», совместно с Факультетом журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова состоялось заседание секции на тему: «"Старые" и "новые" профессионалы цифровой медиасреды: конкуренция, сосуществование, кооперация».

Открыла работу секции ее модератор Елена Вартанова, декан факультета журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова, член Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций,  выступившая с докладом на тему

«Медиасистема и рекламная индустрия: меняющаяся архитектура взаимодействий».

По мнению Елены Вартановой, поворотным моментом в рекламной индустрии стал 2012 год, когда ежемесячная аудитория Яндекса сравнялась с аудиторией Первого канала. Архитектура взаимодействия рекламодателей и медиа стала меняться.

За прошедшие 10 лет рекламодатели пришли к распределению рекламы между СМИ и контентом. Блогеры стали новой информационной силой. Традиционная медиасреда трансформировалась, произошли огромные технологические изменения. Новостная и развлекательная информация стали существовать на разных медиаплощадках. Старой квалификации медиа на прессу, ТВ, радио больше не существует.

По словам декана факультета журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова, сегодня новая медиасистема характеризуется четырьмя главными особенностями, в частности:

- новая технологическая среда (Интернет);

- новая парадигма – привязка к Сети;

- новые влиятельные субъекты – цифровые платформы;

- новые бизнес-модели.

Михаил Макеенко и Андрей Вырковский доценты факультета журналистики МГУ представили свое исследование «Неинституционализированные производители развлекательного и познавательного контента и их влияние на аудиторию».

Как показала их работа, существует большой круг, социальные группы блогеров, производящих развлекательный, lifestyle-контент и имеющих свою огромную аудиторию. По статистическим данным, пользователи тратят на политический контент минуты, а на развлекательный («на котиков») – часы. Несмотря на фрагментарность, неоднородность интересов и отсутствие политической активности этих блогеров, они обладают невероятным потенциалом влияния на аудиторию по вовлечению и побуждению ее к социальным, политическим действиям, считают авторы исследования.

Сергей Вартанов, доцент Московской школы экономики МГУ представил доклад на тему «Трехсторонний рынок как теоретико-игровая модель экономики медиаплатформ», в котором подробно остановился на математических возможностях моделирования отношений между потребителями и производителями медиаконтента.

 

Тимофей Ви, начальник отдела стратегических направлений АНО «Диалог» остановился на проблеме фейков в новой цифровой реальности. По его мнению, вера в фейки – это часть человеческой психики, главное, чтобы они не несли угрозы обществу и государству.

В настоящее время в эпоху постправды, в том числе, с распространением специальных технологий происходит невероятный рост количества фейков. Идет, и этого никто не скрывает, информационная война, в которой новое явление – роль IT-платформ, социальных сетей. Последние нарушают свои же правила, навязывают ценности, информационную повестку миллиардным аудиториям.

Противодействие фейкам идет на законодательном уровне, вводится административная и уголовная ответственность. Шквал фейков зачастую сложно проверять и для СМИ – это фактор риска, но «трасформируйся или умри», считает Тимофей Ви.

Роман Серебряный, секретарь Союза журналистов России рассказал о точках роста и этических аспектах развития деловых медиа. Он отметил, что технологии сегодня первичны по отношению к творческой составляющей.  Изменилась дистрибуция, поисковые алгоритмы играют важнейшую роль. Вместе с тем, сейчас этика – это знак качества для СМИ и не только.

Роман Серебряный подчеркнул, что по некоторым данным по известным причинам падение российского рекламного рынка составляет 70-90%. Он рассказал, что Союз журналистов России вместе с ТПП РФ собирает предложения по поддержке медиаотрасли для дальнейшего направления их в Правительство РФ.

Команда факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова в составе Дениса Дунаса, Дарьи Вьюгиной, Елены Салиховой представила исследование «Мотивация выбора контента "цифровой молодежи": профессионалы vs. непрофессионалы». Среди главных выводов исследователей можно выделить следующие. Потребление эмоций – основной стимул потребления информации: молодое поколение ищет в соцсетях самореализацию, общение и развлечения (терапевтический контент  – «котики»). Цифровая молодежь формирует будущие тренды для всех пользователей.

Итоги дискуссии подвела модератор Елена Вартанова.

Пресс-служба ТПП РФ, С.Тюрин

Видео