Форум деловых СМИ. Печатные средства массовой информации надеются на поддержку государства в современной ситуации

В рамках проведения XIII Всероссийского форума деловых СМИ прошла секция на тему «Меры поддержки печатных СМИ в новых условиях», которую организовал подкомитет по печати Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций. На ней детально была проанализирована ситуация в отрасли производства и распространения печатных изданий.

Модератором секции выступила председатель подкомитета по печати Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций, главный редактор газеты «Экономика и жизнь» Татьяна Иванова, которая отметила, что для объективного анализа отрасли нужно рассматривать всю технологическую цепочку от производителей бумаги и до распространения изданий среди розничных потребителей. «В отрасли накопилось много системных проблем, но на современном этапе основной удар пришелся именно на полиграфический сегмент», – считает Татьяна Иванова.

Главный редактор издательства «Планета», член Экспертного совета при Минцифры РФ Елена Шитикова согласна, что необходимо рассматривать всю производственную цепочку, и начинать ее надо именно с производителей бумаги. Жесткие санкционные ограничения, введенные против России, показали высокую импортозависимость отрасли. Если газетную бумагу страна производит в полном объеме и даже экспортирует, то с производством офсетной и мелованной бумаги возникли большие проблемы. Многие компоненты выпускаются только за рубежом – компоненты для мелования, смывки, реактивы, пленка для ламинации, картон для обложек книг и т.д. Все это сразу сказалось на ценах. Только, например, за 2021 год, сказала Елена Шитикова, цены на мелованную бумагу поднялись на 20%, на офсетную – на 12%, на переплетный картон – на 30%. Понятно, что на современном этапе цены продолжили расти быстрыми темпами. «Полиграфические холдинги сейчас не знают, какие цены будут завтра, работаем в режиме одного дня», - отметила главред «Планеты».

По словам Елены Шитиковой, одной из первый мер поддержки отрасли может стать финансовая – остро нужны вливания оборотных средств в полиграфическую индустрию. Существующие кредитные ставки в 27-30%, по сути, запретительные. Нужен доступ к льготную кредитованию по ставкам 3-6%. Еще одно предложение – ввести мораторий на экспорт бумаги и обнулить пошлины на оборудование и компоненты, которые не производятся в стране. На сессии прозвучали и другие предложения: снизить НДС и страховые взносы, освободить полиграфистов и издательства от налога на прибыль до конца года. А в целом нужен единый налоговой режим для печатных СМИ и издательств. В качестве яркого примера –  налоговый режим, который был введен недавно государством для компаний IT-отрасли, который превратился в ощутимый пакет мер поддержки.

Еще одно предложение, прозвучавшее на сессии – внести предприятия отрасли в перечень системообразующих, на которых распространились целый ряд финансовых мер поддержки. В первую очередь, речь идет о доступе к средствам Фонда развития промышленности по льготным кредитным ставкам.

В свою очередь, президент Союза предприятий печатной индустрии (СППИ) Алексей Иванов напомнил ценный опыт выживания отрасли в период пандемии. Тогда издательства испытали сильный шок от обвала спроса и падения рекламных доходов. Но пришла поддержка государства в виде льготных кредитов и прямых субсидий. «Но сейчас ситуация гораздо сложнее, так как резко выросли издержки производства. Без мер государственной поддержки мы не выплывем – нет запаса прочности у отрасли. Ситуация будет только ухудшаться для печатных СМИ без внешней помощи», - считает Алексей Иванов. По его мнению, государству нужно осознать важность прессы, которая более понятна и однозначна для читающей аудитории.

Союз предприятий печатной индустрии, рассказал Алексей Иванов, уже подготовил пакет предложений в адрес федеральных органов власти. Среди них как раз предоставление беспроцентных кредитов и субсидий на поддержание штата сотрудников издательств. Фонд оплаты у предприятий – одна из основных расходных статей. Если бы издательства приравняли к представителям креативной индустрии, как это сделали с компаниями  IT-отрасли, это сильно помогло бы печатным СМИ.

На сессии выступила руководитель Департамента почтовых сервисов «Почты России» Мария Огай, которая рассказала, что продолжается системная работа как с издательствами, так и с подписчиками изданий. На современном этапе, отметила она, главная задача – удержать объем подписки, не потерять своих потребителей. Мария Огай рассказала, что сейчас в подписном каталоге «Почты России» более 6 тыс. изданий. При этом 32% относится к социально значимым изданиям, которым предоставляется скидка на доставку в размере 25%. Этот формат продолжит действовать и в этом году.

В своем выступлении генеральный директор компании ГК «Кардос» Олег Бережной постарался выделить как проблемные, так и позитивные моменты в современной ситуации. По его словам, проблемы уже понятны: так, в дистрибьюции печатной продукции отмечены высокий рост операционных издержек, видна высокая зависимость от размера фонда оплаты труда – сократить сотрудников в данном сегменте просто невозможно. «Но в то же время, убежден, будем дальше работать, тема ухода с рынка даже не обсуждается», - отметил Олег Бережной. По его словам, есть ряд идей и предложений, которые должны помочь отрасли. Во-первых, важно формировать многоканальные форматы распространения. Во-вторых, в сегменте уличной розницы жизненно важно расширить ассортимент продаж в киосках. В-третьих, существует шанс расширить читательскую аудиторию на современном этапе. Если создать необходимый сервис для потребителей печати в рознице, то на прессу снова обратит внимание молодое поколение. Если сейчас эксперты говорят, что потребители печати – это аудитория 60+ лет, то существует реальный шанс ее омоложения – уверен Олег Бережной. И конечно, важна государственная поддержка, прежде всего, в виде льготных кредитов и субсидий. Это помогло отрасли в период пандемии, это поможет однозначно и сейчас.

Подвела итоги сессии Татьяна Иванова – уже подготовлен перечень мер поддержки отрасли. ТПП РФ вместе с предпринимательским сообществом сформировала пакеты предложений, в которые вошли и предложения по индустрии печатных СМИ. На секции прозвучал ряд свежих инициатив, которые, без сомнения, дополнят уже существующие пакеты мер поддержки. «Надеемся, что наша отрасль выживет и пройдет и этот сложный период», – заключила Татьяна Иванова.

Пресс-служба ТПП РФ, С.Осипов

Видео