Эксперты обсудили проблемы импортозамещения автомобильных запчастей для транспортных средств зарубежных производителей

31 мая 2022 года председатель Комитета ТПП РФ по транспорту и экспедированию, член Комитета ГД по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры, президент Союза транспортников России  Виталий Ефимов принял участие в рабочем совещании, на котором обсуждались вопросы производства автозапчастей для пассажирского и грузового транспорта зарубежного производства.

В совещании приняли участие заместитель директора Департамента  автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения Минпромторга России Дмитрий Чернов, заместитель генерального директора ФГУП «НАМИ» Сергей Аникеев, вице-президент Российского автотранспортного союза Валерий Алексеев, исполнительный директор сети «ЕвроАвто» Илья Плисов, председатель правления НКО «Союз автосервисов» Александр Пахомов, генеральный директор Ассоциации предприятий машиностроения «Кластер автомобильной промышленности» Андрей Крайнов.

Во вступительном слове Виталий Ефимов отметил чрезвычайную актуальность повестки совещания для сохранения и поддержания в рабочем состоянии пассажирского и грузового автотранспорта в условиях внешнего санкционного давления. Он отметил, что для организации пассажирских перевозок в стране эксплуатируется 1 млн автобусов, для грузовых перевозок – 6,5 млн грузовиков. Эта транспортная база требует регулярного пополнения расходных и запасных частей для функционирования транспортных средств. По мнению экспертов, если не принять меры по восполнению автозапчастей через механизм параллельного импорта и развития отечественного производства, через год автотранспортный комплекс столкнётся с серьезными трудностями в эксплуатации.

Сейчас органам исполнительной власти и бизнесу необходимо выработать модель взаимодействия автотранспортных и промышленных предприятий, производящих автозапчасти, сервисных организаций, обеспечивающих техническое обслуживание транспортных средств. Для эффективной работы в этом направлении должна быть разработана долгосрочная государственная программа поддержки предприятий, которые будут заниматься производством автозапчастей.

Дмитрий Чернов поддержал предложения Виталия Ефимова и подчеркнул, что Минпромторг России не рассматривает импортозамещение автозапчастей через механизм параллельного импорта как долгосрочную меру, а только как временную, до начала локализации производства автозапчастей для зарубежных транспортных средств. Также он предложил начать формирование наиболее востребованной номенклатуры автозапчастей и их количества для парков общественного транспорта регионов.

Дмитрий Чернов проинформировал участников совещания о том, что Правительство выделило 30 миллиардов рублей на поддержку производителей автосборочных компонентов. Средства будут доводиться до производителей посредством грантов Фонда развития промышленности. Фонд развития промышленности выдает льготный заем на проект в размере от 50 млн рублей под 1% годовых, а при реализации данного проекта в установленный компанией срок Минпромторг России дает производителю субсидию на погашение займа. Однако он не уточнил, возможно ли участие предприятий малого и среднего бизнеса в указанном проекте.

Илья Плисов проинформировал участников мероприятия о том, что в стране работают порядка 70-80 предприятий, которые производят расходные материалы (тормозные колодки, воздушные и масляные фильтры) для транспортных средств иностранных брендов. Компаний, которые могут заняться производством автозапчастей для таких транспортных средств на территории России достаточно. Сотни компаний-дилеров знают, какие автозапчасти необходимо производить в первую очередь, но для их мотивации необходима долгосрочная государственная программа поддержки.

Сергей Аникеев в дополнение к выступлению Ильи Плисова отметил, что в стране создана и действует сеть лабораторий по сертификации производимой продукции автозапчастей. Технические требования к такой продукции регулируются техническим регламентом Таможенного союза.

Андрей Крайнов отметил, что вопрос локализации производства автозапчастей для транспортных средств зарубежного производства достаточно масштабная задача. Необходимо сузить задачу путем определения наиболее приоритетных брендов, для которых в первую очередь производить автозапчасти и в каком объеме. Организовать новые производства в текущих условиях достаточно сложно, поэтому надо направить поддержку государства на предприятия, которые уже занимались таким производством. Вместе с тем, надо четко понимать, что локализовать производство в России на сто процентов невозможно.

Александр Пахомов поддержал выступление Ильи Плисова и подчеркнул, что в стране достаточно большое количество предприятий по производству автозапчастей для ремонта и восстановления транспортных средств. Но эти предприятия должны четко представлять и практически использовать в своей деятельности механизм государственной поддержки через Фонд развития промышленности. В ближайшее время НКО «Союз автосервис» планирует совместно с Минпромторгом России провести совещание по вопросам поддержки предприятий ремонтно-восстановительного цикла.

Валерий Алексеев в своем кратком выступлении заявил, что у Минпромторга России должен быть список номенклатуры запчастей автотранспорта импортного производства, которые завозились ранее до санкционных ограничений. Также он проинформировал, что по имеющейся у него информации ПАО «КАМАЗ» может производить любые автозапчасти, надо только знать объемы рынка автозапчастей. Российский автотранспортный союз готов представить номенклатуру необходимых автозапчастей для транспортных средств, которые используются предприятиями - членами союза.

Подводя итоги совещания, Виталий Ефимов подчеркнул, что на первом этапе планируемой работы необходимо организовать взаимодействие с крупнейшими автопроизводителями. Направить обращение по вопросам производства автозапчастей в адрес заместителя председателя Правительства Российской Федерации по вопросам оборонно-промышленного комплекса Юрию Борисову, а также в комиссию Госсовета по направлению «Промышленность». Виталий Ефимов также обратился к представителям НКО «Союз автосервис» и Ассоциации предприятий машиностроения «Кластер автомобильной промышленности» подготовить информацию по текущему дефициту автозапчастей: их номенклатуре и маркам транспортных средств.

Департамент по работе с объединениями предпринимателей, А.Борищенко