2 ноября в Совете Федерации состоялся круглый стол «Совершенствование законодательства в сфере закупок, товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», организованный Комитетом СФ по экономической политике совместно с Комитетом СФ по бюджету и финансовым рынкам.
Модератором выступил заместитель председателя Комитета СФ по экономической политике Иван Абрамов.
Участники обсудили целесообразность продления или закрепления на постоянной основе ряда антисанкционных мер, а также проблемы и вызовы, с которыми сталкиваются участники закупок.
С основным докладом выступил заместитель министра финансов Российской Федерации Алексей Лавров. Он отметил, что принятые изменения и меры поддержки заказчиков и поставщиков в текущих условиях позитивно повлияли на исполнение бюджетов по закупкам.
Алексей Лавров озвучил данные из отчета Минфина о мониторинге закупок. Что примечательно: всего малый бизнес в отчетном периоде заключил с госзаказчиками 1,48 млн контрактов на 3 трлн рублей, что соответственно почти на 1% меньше и на 26% больше аналогичных показателей прошлого года. При этом на долю госконтрактов, заключенных с СМП и СОНКО по результатам спецторгов, пришлось 940 млрд рублей.
В то же время за 9 месяцев текущего года госзаказчики расторгли 289 тыс. контрактов с СМП и СОНКО. Общий объем этих контрактов составил 560 млрд рублей. Всего в отчетном периоде госзаказчики объявили о проведении 929 тыс. спецторгов на 1,2 трлн рублей против 934 тыс. спецторгов на 1,1 млрд рублей за 9 месяцев прошлого года. По данным Минфина, только немногим менее половины спецторгов были признаны состоявшимися – 568 тыс. закупок (466 тыс. годом ранее) на 518 млрд рублей (488 млрд рублей).
Отметим, что на состоявшихся спецторгах уровень конкуренции составил 4,3 заявки, а на несостоявшихся – 1,1 заявки (4,9 и 1,3 заявки годом ранее).
В своем выступлении вице-президент ТПП РФ Елена Дыбова подчеркнула, что у бизнеса совсем другая оценка ситуации. Снижается количество участников закупок, отсутствуют преференции для развития производства, к примеру, поставщики инсулина потеряли 80% рынка, аналогичные проблемы фиксируются в строительстве и легкой промышленности.
«Необходимо найти баланс, чтобы не потерять те позитивные результаты, полученные предпринимателями в регионах, которые можно было бы использовать в дальнейшем».
Очень важной нормой является изменение существенных условий контрактов, но нужно дать разъяснения по применению данной нормы, как ее применять в регионах, потому что практика на местах разная».
Елена Дыбова, обращаясь к участникам мероприятия, отметила необходимость сделать акцент на национальном режиме в закупках у МСП. Нельзя уходить в параллельный импорт. Стоит подумать над определенными преференциями для региональных производителей, также сниженный порог по офсетным контрактам до 100 млн руб. является неподъемным для регионального бизнеса.
«Все, что связано с госзаказом является стимулированием российского бизнеса, поэтому сейчас нужны механизмы, которые позволяли бы российскому бизнесу зарабатывать», – заключила вице-президент.
Как подчеркнула начальник Управления контроля размещения государственного заказа Федеральной антимонопольной службы Ольга Горбачева, по сравнению с прошлым годом количество поставщиков, включенных в реестр недобросовестных поставщиков, уменьшилось на 22%.
В рамках своего выступления заместитель начальника Управления развития контрактной системы Федерального казначейства Кристина Маркова рассказала о ключевых новациях ГИС ЕИС 2022 года: электронное актирование – важный этап автоматизации закупочного процесса и реализации одной из ключевых задач контрсанкционных мер по сокращению сроков платежей – быстрые платежи.
Также было отмечено, что сумма закупок у единственных поставщиков за 2022 год увеличилась, сейчас она составляет 1,9 трлн. руб.
В заседании круглого стола также приняли участие руководитель Департамента государственных закупок Министерства обороны Российской Федерации Наталия Кравцова, директор Департамента ценообразования и ресурсного обеспечения строительства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Александр Вилков, генеральный директор ООО «Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа» Феликс Кордыш, член Экспертного совета по развитию конкуренции в сфере государственных и муниципальных закупок Комитета Государственной Думы по защите конкуренции Дмитрий Тортев.
По итогам круглого стола будут подготовлены рекомендации с учетом высказанных предложений.
Департамент развития предпринимательства, И. Троян