В ТПП РФ обсудили вопросы снижения накладных расходов поставщиков в процессе получения независимых гарантий

12 июля состоялось заседание Совета ТПП РФ по развитию системы закупок. Главной темой для обсуждения стали вопросы сложностей выполнения условий получения независимых гарантий для обеспечения исполнения договоров в соответствии с 223-ФЗ.

В своем вступительном слове вице-президент ТПП РФ Елена Дыбова отметила, что любому бизнесу не просто выводить из оборота деньги, замораживать их для того, чтобы обеспечивать закупки. «Сегодня ТПП сформировала одно из приоритетных направлений на ближайшие несколько лет – разработку отдельного федерального проекта в рамках нацпроекта «МСП и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» по поддержке и развитию производственного бизнеса. По оценке ТПП РФ, доля производственного бизнеса в стране составляет от 6 до 10%. Это крайне мало, если сравнивать с другими странами. Нигде нет цифры ниже 25%. Мы считаем, что у государства должна быть концентрация на развитии своего производственного бизнеса, и здесь мы выступаем за то, чтобы для участия в торгах такие компании вообще освобождались от любых обременений в виде залогов, обеспечений контрактов и обеспечения участия в торгах. Эту идею мы обсуждаем.

Кроме того, представителям бизнеса непонятно, зачем нужны такие высокие требования по документам для получения независимой гарантии. С одной стороны, мы живем в цифровой век и у всех есть доступ к открытой отчетности и т.д. С другой стороны, банки каждый раз запрашивают большое количество различных документов. Понятно, что объемы гарантий очень большие, и они постоянно растут. Появляется целый рынок услуг – тех, кто тоже на этом зарабатывает. Очень многие просто отказываются от участия в торгах, потому что не готовы нести такие дополнительные расходы. Наша задача – помочь снизить эти накладные расходы, снизить нагрузку, упростить схему взаимодействия и сделать ее комфортной для бизнеса».

Председатель Совета Дмитрий Сытин, открывая заседание, обратил внимание, что снижение накладных расходов поставщиков в процессе получения независимых гарантий является сегодня наиболее острым для всех участников рынка.

В настоящий момент унифицированы только требования к содержанию независимой гарантии, используемой для целей 44-ФЗ, а также перечень документов, предоставляемых заказчиком гаранту с требованием об осуществлении уплаты по независимой гарантии, но сам процесс получения гарантии не унифицирован. Каждый банк предъявляет свои требования к документам, предоставляемым поставщиком для получения независимых гарантий. Процесс получения в каждом банке уникален, автоматизация процесса есть далеко не везде. Широко распространен бизнес агентов – брокеров, которые за вознаграждение помогают предпринимателям получать независимые гарантии. Это приводит к тому, что поставщики либо сами вынуждены тратить ресурсы на поиск банка и получение гарантии, либо привлекают специализированного посредника, который вручную за поставщика обеспечивает получение гарантии.

Первый заместитель генерального директора ООО «АИР Магистраль» Александр Махновский выступил с предложением скорректировать законодательное регулирование и увеличить лимиты гарантий, получаемых по «скорингу», до 100 млн рублей. С другой стороны, сейчас, даже если гарантия на 5 млн рублей, но сроком более двух лет — то это тоже проходит по отдельной процедуре через кредитный комитет.

О ситуации на рынке независимых гарантий рассказала Олеся Добротина, генеральный директор «Академия бизнеса, финансов и права». Она отметила, что необходимо скорректировать типовую форму независимой гарантии во избежание случаев незаключения контрактов с победителем закупки по формальным признакам.

Выслушав позиции участников заседания директор Департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России Татьяна Демидова отметила, что при любом внесении изменений в закон важно найти баланс интересов всех сторон.

«Банкам удобно работать с большими компаниями, с постоянными клиентами, и совершенно не интересно с небольшими участниками, на небольшие суммы договоров, тем более с недавно организованными предприятиями, самозанятыми, ИП и т.д. Больше затрат идет на административные функции, чем на экономию процесса. Законодательно для решения этой функции введен механизм возможности предоставления гарантии, выданной региональными гарантирующими организациями в рамках 209-ФЗ. Изменения законодательства происходят постепенно, чтобы новые механизмы, помимо достижения результатов (в том числе, обеспечения обязательств), учитывали экономическую выгоду всех участников, чтобы это не переносилось на стоимость прилагаемой цены по договору или контракту и не было переплат по расходам.

В рамках 44-ФЗ было введено пошаговое снижение размеров обеспечения в зависимости от объемов принимаемых обязательств, введено казначейское сопровождение.

В рамках 223-ФЗ с 1 июля 2022 года заработала соответствующая норма закона. С началом ее применения возник вопрос: есть формы независимых гарантий, есть требования, есть формализованные подходы к оформлению и выдаче гарантий. Понятны пожелания и банков, и участников закупок максимально формализовать все обязательства. Но здесь вопрос подходов профильного законодательства, которое в отличие от 44-ФЗ, устанавливает общий принцип осуществления закупок. Любой подзаконный акт, принимаемый для реализации закона, может использовать только те нормы, которые в нем заложены, те полномочия, которые предоставлены законом, в тех объемах, которые зафиксированы. Более детально, как это реализовано в 44-ФЗ, сделать в 223-ФЗ невозможно, если не регулировать всю процедуру. Либо нужно сделать квазизеркало 44-ФЗ в 223-ФЗ. Но стоит ли это делать только ради урегулирования вопроса банковских гарантий или есть другие риски, связанные с самой процедурой, с заключением договоров, с заинтересованностью сторон в более жестком регулирование отношений?

Второй вопрос – по реестрам независимых гарантий (единый реестр по 223-ФЗ и 44-ФЗ). Включение независимых гарантий по 223-ФЗ в реестр независимых гарантий началось с апреля 2023 года и, согласно статистике, прирост объема независимых гарантий (которые были включены в реестр) за второй квартал этого года накопительным эффектом по сравнению со вторым кварталом прошлого года составил порядка 24%. Конечно, все еще есть вопрос, связанный с увеличением количества отклоненных гарантий, выданных в обеспечение заявки на участие – 30%, но при этом есть и позитивный эффект – на 48,5% уменьшилось количество отклонений независимых гарантий, выданных по обеспечению контрактов и договоров. Это говорит о том, что это было гарантированное заключение договоров или контрактов, которые еще год назад мы не могли бы заключить».

В ходе встречи Татьяна Павловна была награждена благодарственным письмом ТПП РФ за поддержку законодательных инициатив Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по созданию благоприятных условий для участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупочной деятельности.

В конструктивном диалоге по вопросам повестки заседания приняли участие генеральный директор ООО «Региональный центр торгов» Елена Лозенкова, вице-президент – заместитель руководителя блока среднего и малого бизнеса - директор департамента ПАО «Промсвязьбанк» Кирилл Тихонов, заместитель начальника Управления по работе с органами государственной власти и общественными организациями - вице-президент Банк ВТБ Дмитрий Ушаков, управляющий директор Модульбанк Александр Кирьяков, начальник Управления развития экспресс-продуктов Департамента кредитования корпоративных клиентов АО «Ингосстрах Банк» Дмитрий Сапожников, генеральный директор ОАО «Единая электронная торговая площадка» Андрей Кашутин, директор направления департамента финансов ПАО «Ростелеком» Антон Мороз, заместитель начальника Центральной дирекции закупок и снабжения (по экономике и финансам) – филиала ОАО «РЖД» Александр Софронов, начальник отдела рассмотрения жалоб ФАС России Дмитрий Бомбырь, начальник отдела контроля торгов отдельных видов юридических лиц ФАС России Хетаг Цакоев.

Все предложения участников будут обработаны и направлены в итоговом документе на рассмотрение в профильные министерства и ведомства.

Также по итогам заседания было принято решение о расширении состава Совета. Новыми членами стали советник директора по правовым вопросам - руководитель контрактной службы Федерального бюджетного учреждения науки «Центральный научно-исследовательский институт эпидемиологии» Роспотребнадзора  (ФБУН ЦНИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора) Алексей Емельянченко, заместитель руководителя контрактной службы ФГБУ «Ивановский научно-исследовательский институт материнства и детства  имени В.Н.Городкова» Министерства здравоохранения РФ Маргарита Еракова,  исполняющий обязанности руководителя главного управления организации торгов Самарской области Мария Карелина, руководитель государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам Надежда Колебанова, первый заместитель генерального директора – коммерческий директор АО «ЕвроСибЭнерго» Давид Погосбеков, заместитель министра имущества Челябинской области Антон Семенов, заместитель директора ГКУ АЗ (КС) ДЗМ, здравоохранение Сергей Урссу, заместитель главы администрации по вопросам экономики и финансов Администрация г. Киров Всеволод Фролов, заместитель генерального директора по материально-техническому обеспечению ГУП «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга» Сергей Чистяков, заместитель директора Департамента управления делами губернатора и Правительства Севастополя, начальник Управления государственных закупок Ирина Щукина, руководитель  Управления аналитики и развития снабжения ООО «Управление транспортными активами» Тимур Гарифьянов, начальник Управления закупок ООО «ЗН Снабжение» (Организация поставок товаров, работ, услуг для нужд Группы компаний АО «Зарубежнефть») Владимир Корчененков.

 

 

Департамент развития предпринимательства, А. Рыжков