26 октября Минпромторг России совместно с Ассоциацией малоформатной торговли при участии ООО МСП «ОПОРА РОССИИ» уже в десятый раз провели ежегодную Всероссийскую конференцию «Малая и средняя торговля в России 2023».
В рамках деловой программы конференции состоялось пленарное заседание «Малая и средняя торговля, как важная составляющая экономики страны».
На обсуждение были вынесены следующие вопросы:
- Ситуация в малой и средней торговле: ключевые проблемы и лучшие практики;
- Возможности развития и дальнейшие перспективы малых торговых форматов;
- Банковский эквайринг: необходимость изменения тарифов, как элемент поддержки и развития сферы торговли;
- Амбивалентность сферы торговли: государственная поддержка МСП и региональные ограничения.
Модераторами пленарного заседания стали Владлен Максимов, президент Ассоциации малоформатной торговли, вице-президент ООО МСП «ОПОРА РОССИИ» и Никита Кузнецов, директор Департамента развития внутренней торговли Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.
Позицию ТПП РФ по рассматриваемым вопросам на заседании представила вице-президент Палаты Елена Дыбова, которая отметила, что конференция становится особенной площадкой, где можно затронуть большое количество острых вопросов и открыто обсудить проблемы и новые вызовы.
В своем выступлении основной акцент она сделала на двух базовых точках отношений: бизнеса и государства, и бизнеса и бизнеса. В тех условиях, которые созданы государством, у бизнеса практически отсутствуют стимулы и точки для развития ввиду не снижающейся административной нагрузки, ведь на развитие и просто на планирование, какую стратегию выбрать дальше – у предпринимателя не хватает ни времени, ни ресурсов, особенно кадровых. Сегодня к предпринимателю государством предъявляется огромное количество требований во всех сферах, чтобы разобраться и удовлетворить все из них, заполнить необходимые отчеты, нужны отдельные сотрудники.
Аналогично, когда мы говорим о цифровизации и затратах на её внедрение: это прямо сказывается на снижении производительности труда на малых предприятиях, подчеркнула Е.Дыбова.
В отношениях бизнеса с бизнесом, набирающая обороты тенденция создания собственной торговой марки у крупных ритейлеров и маркетплейсов, вызывает негативную реакцию у поставщиков, и опасения, что крупные игроки, используя свою рыночную власть, «перекроют» возможности для малых локальных производств и местных брендов попасть на полки сетевых магазинов.
«Вызовы для предпринимателя скоро достигнут таких пределов, что на каком-то этапе должен появиться «стоп» по всей этой нагрузке, и тогда придется принимать жесткие непопулярные решения. Поэтому ключевая задача в том, чтобы постараться снизить всю эту непомерную нагрузку на малый бизнес», - заключила вице-президент.
Далее выступили Сергей Морозов, заместитель руководителя фракции «Единая Россия», первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по региональной политике и местному самоуправлению, который проинформировал о разработанном законопроекте о так называемой «российской полке», включающем требования по обеспечению некоторой доли выкладки российских непродовольственных товаров торговыми сетями.
Алексей Гусев, министр торговли и услуг Республики Башкортостан, высказался о мерах поддержки малой торговли на территории республики Башкортостан, о проверках бизнеса, о создании равных условий конкуренции, а также остановился на вопросах регулирования выдачи лицензий на реализацию алкогольной продукции.
С приветственным словом к участникам обратился Сергей Беляков, генеральный директор «Озон». Участие в дискуссии приняли Станислав Наумов, заместитель председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по экономической политике; Алексей Григорьев, заместитель генерального директора – директор по корпоративной внешней политике ООО «Метро Кэш энд Керри»; Алексей Панкратов, директор Департамента потребительского рынка Ростовской области.
Продолжилась деловая программа конференции параллельными дискуссиями на темы роста законодательного регулирования рынка онлайн-торговли, проблем и возможностей развития малых форматов торговли, реализации подакцизных товаров и проектов по развитию малоформатной торговли.
Департамент развития предпринимательства, К. Каменева