Предлагаемые правила выбора арбитражного управляющего могут негативно отразиться на качестве ведения процедур банкротства

ТПП РФ направила в Минэкономразвития России отрицательное мнение по проекту постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил выбора федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, кандидатуры арбитражного управляющего, Правил расчета баллов арбитражных управляющих в целях выбора федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, кандидатуры арбитражного управляющего и о внесении изменения в Положение о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве».

Заместитель председателя Совета ТПП РФ по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности Александр Селиванов заявил, что проект нуждается в существенной доработке с учетом позиции представителей саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

В частности, Александр Селиванов отметил, что в настоящее время саморегулируемые организации арбитражных управляющих выполняют основную функцию, предоставленную им государством, по контролю за деятельностью арбитражных управляющих, осуществляя допуск в профессию и неся соответствующие субсидиарные риски в связи с некачественным выполнением членами СРО их полномочий. Однако, согласно проекту, CPO может не участвовать в случайном выборе кандидатуры и не представлять уполномоченному органу сведения о соответствии арбитражного управляющего требованиям Закона о банкротстве. Данное обстоятельство не позволит CPO арбитражных управляющих выполнять в полной мере возложенные на них государством функции и повлечет необоснованные издержки СРО.

Кроме этого, предусмотренная проектом постановления балльная система оценки и выбора арбитражных управляющих представляется сложной и длительной, основанной на математических формулах, которые принимают во внимание показатели, не позволяющие объективно оценить эффективность проведения процедуры банкротства и не учитывающие профессиональные качества арбитражных управляющих. Показатели для начисления баллов (срок проведения процедуры, повышение цены на имущество на торгах, средний процент погашения включенных в реестр требований кредиторов и др.) в проекте постановления во многом зависят не от качества работы арбитражного управляющего, а от действий третьих лиц и обстоятельств. Это может привести к недобросовестной конкуренции, когда наиболее профессиональные и опытные арбитражные управляющие на сложнейших процедурах банкротства не смогут конкурировать с арбитражными управляющими, которые работают с должниками без имущества и не имеют должного опыта в инфраструктурных процедурах банкротства. Предлагаемый порядок выбора кандидатуры арбитражного управляющего фактически направлен на ограничение количества процедур банкротства, в которых может принять участие арбитражный управляющий, а не на оценку эффективности их работы.

Также, по мнению Александра Селиванова, проект правил выбора не учитывает специфику должника, предусмотренную Законом о банкротстве. Так, при утверждении арбитражного управляющего для ведения процедуры банкротства застройщика необходимо наличие у него аккредитации в Фонде развития территорий; для ведения процедуры банкротства финансовой организации требуется соответствующая аккредитация в ЦБ РФ; для ведения процедуры банкротства стратегических предприятий и организаций установлены дополнительные требования к кандидатуре арбитражного управляющего, являющиеся обязательными при утверждении судом кандидатуры арбитражного управляющего. Такие дополнительные требования проектом не учитываются.

 

Департамент законотворческой деятельности, М.Чудинова