Совершенствование правового регулирования деятельности ТСЖ

21 ноября в Государственной Думе состоялся круглый стол на тему «Совершенствование правового регулирования деятельности ТСЖ», под председательством заместителя председателя Комитета ГД РФ по строительству и ЖКХ Светланы Разворотневой.

«Сейчас в нашей стране насчитывается 53 тысячи многоквартирных домов, жители которых выбрали такие формы управления, как ТСЖ, ЖСК или ЖК. Это пять процентов от общего числа такого жилья. ТСЖ — это авангард активных собственников, это люди, которые готовые проявлять активность» - отметил депутат.

Председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства Андрей Широков в своем выступлении поднял вопрос договорных взаимоотношений ТСЖ с ресурсными организациями. «В последние годы участилась практика банкротства ТСЖ по инициативе РСО с последующим привлечением к субсидиарной ответственности председателей правления или реже – правления ТСЖ. Фактически это привело к перекладыванию долгов собственников помещений на органы управления ТСЖ» - отметил председатель.

С учетом специфики деятельности ТСЖ спорная задолженность представляет собой долги граждан по оплате коммунальных услуг, которые находятся в прямой зависимости от платежеспособности населения и не связаны с результатами экономической деятельности ТСЖ.

Заключая договоры на оказание коммунальных услуг, на эксплуатацию и ремонт жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах, ТСЖ выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах членов ТСЖ.

Из приведенных норм права и разъяснений следует, что специфика основной деятельности должника (ТСЖ) по управлению многоквартирным жилым домом обусловлена постоянным формированием кредиторской задолженности, оплачиваемой за счет поступлений от населения. Указанный вид деятельности не является доходным и направлен на осуществление обеспечения деятельности социальной направленности.

Сусана Киракосян, заместитель председателя Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства, в своем докладе обозначила концептуальные ошибки в регулировании создания и деятельности ТСЖ, которые влияют на правоприменительную практику и качество управления многоквартирными домами.

Несколько концептуальных ошибок в отношении ТСЖ:

- Первая ошибка - добровольное членство в ТСЖ. Закон напрямую не связывает вопрос участия собственников в ТСЖ с приобретением помещения в МКД. Позиция Конституционного Суда от 03.04.1998 № 10-П не допустила автоматическое в силу закона формирование гражданско-правового сообщества. Это серьезно навредило формированию единого коллективного сообщества - заказчика.

- Вторая концептуальная ошибка, о которой рассказала Сусана Киракосян - непоследовательное закрепление в жилищном законодательстве структуры органов управления ТСЖ.

В ЖК РФ говорится о председателе правления товарищества, как члене коллегиального органа (правления). Он не является автономным управленческим звеном – единоличным исполнительным органом (ЕИО) и в своей деятельности подотчетен правлению, а правление – общему собранию членов ТСЖ. Обозначенные противоречия в структуре органов управления являются предпосылкой споров о типе отношений с таким председателем, о его полномочиях, обязанностях и праве на оплату труда. А также некорректного правоприменения в части ответственности за неплатежи собственников.

По итогу круглого стола присутствующие пришли к выводу, что ТСЖ по-прежнему может (и должно!) быть эффективным инструментом объединения собственников для выполнения функций коллективного заказчика управления МКД. Но требуется настройка действующего законодательства и правоприменительной практики.

Предложения представителей ТПП РФ вошли в проект резолюции круглого стола.

 

 

Комитет ТПП РФ по предпринимательству

 в сфере жилищного и коммунального хозяйства