Заседание Правления ТПП РФ состоялось 21 марта в смешанном формате. Его провел президент Палаты Сергей Катырин.
Участие в мероприятии приняли вице-президенты ТПП РФ Илья Зубков, Елена Дыбова, Владимир Падалко, Дмитрий Курочкин, Вадим Чубаров.
В ходе заседания в члены ТПП РФ были приняты пять организаций: ООО «БОЛЕАР», Ассоциация по развитию городских парков и общественных пространств, ООО «АЙЭФСИЭМ ГРУПП», ООО «Купишуз» (онлайн-платформа Lamoda), Союз производителей продукции на растительной основе.
Основным вопросом стало обсуждение роли системы ТПП в РФ в реализации Стратегии развития конгрессно-выставочной отрасли РФ на период до 2030 года.
Вице-президент ТПП РФ Илья Зубков сообщил, что доля страны на мировом рынке международных конгрессных мероприятий составляет менее 1%, доля на мировом выставочном рынке – менее 2%. В выставках в России участвует не более 20% отечественных компаний, что является вызовом профессиональному сообществу.
По его словам, в РФ 1 млн 149 тыс. кв. метров профессиональных выставочных площадей. При этом 74% таких площадей сконцентрировано в Москве и Санкт-Петербурге. Наибольший дефицит приходится на Дальневосточный, Северо-Кавказский, Северо-Западный федеральные округа.
Илья Зубков отметил необходимость создания современной конгрессно-выставочной инфраструктуры, расширения инструментов господдержки, кадрового обеспечения отрасли и принятие единых стандартов подготовки кадров высшими учебными заведениями. Он указал, что ТПП РФ участвует в работе над решением этих вопросов, имея уникальную инфраструктуру и компетенции.
«Конгрессно-выставочной отрасли необходим отраслевой федеральный закон. Он должен предоставить возможности для ее роста, обеспечив необходимую правовую базу, и не допустить излишней зарегулированности деятельности. Необходимо исключить или сократить до минимума возможность неоднозначного трактования положений закона правоприменителем в будущем», – заявил вице-президент ТПП РФ.
Он отметил, что также сейчас необходимо предложить бизнесу конкурентные механизмы поддержки в муниципальных, региональных, федеральных и международных мероприятиях. Имеется в виду расширение перечня затрат, подлежащих компенсации.
«При их проектировании необходимо учитывать опыт наших международных партнеров. К примеру, интерес китайских компаний к участию в российских выставках обусловлен в том числе реализацией масштабной программы государственной поддержки китайским компаниям. В зависимости от провинции субсидируется до 100% затрат на участие в конгрессно-выставочных мероприятиях, при этом учитываются, помимо аренды площади, затраты на проживание, перелет и застройку выставочных стендов», – пояснил он.
Илья Зубков также доложил об участии региональных ТПП в реализации Стратегии. Так, на базе 16 региональных и 7 муниципальных ТПП созданы общественные формирования в сфере развития конгрессно-выставочной отрасли. Это более 460 региональных экспертов. По его данным, 12 ТПП имеют конгрессно-выставочные площади, которые в совокупном размере составляют 8 982 кв. метров.
Он предложил до 1 декабря 2024 года провести в федеральных округах цикл мероприятий под названием «ТПП – проводник в мир конгрессно-выставочных мероприятий». Цель – популяризация участия предпринимателей в конгрессно-выставочных мероприятиях и выбора ТПП в качестве оператора (организатора).
«Также считаем необходимым внимательно посмотреть возможности разработки образовательных программам дополнительного профессионального образования в сфере выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в соответствии с актуальными потребностями рынка и отрасли. Такие программы, по мнению экспертов ТПП, должны стать основой для 20 тысяч сотрудников отрасли и тиражироваться в стране», – подчеркнул Илья Зубков.
Заместитель министра промышленности и торговли РФ Алексей Груздев сообщил о реализации Стратегии развития конгрессно-выставочной отрасли в РФ на период до 2030 года. По его словам, в целевых индикаторах заложена задача увеличить долю страны на мировом рынке международных конгрессных мероприятий с менее чем 1% до 1,5%.
Доля участвующих в выставках российских компаний должна вырасти с 3% до 6,25%, количество отраслевых профстандартов – с 1 до 5. В целом объем конгрессно-выставочного рынка в РФ должен достичь в 2030 году 280 млрд рублей против 182,1 млрд в 2023 году.
Врио генерального директора АО «Экспоцентр» Максим Фатеев рассказал о роли АО «Экспоцентр» в развитии конгрессно-выставочной деятельности. В 2023 году на этой площадке прошло 97 выставок, из них 27 собственных. Количество посетителей – около 1 млн 400 тысяч человек, число экспонентов – более 30 тысяч.
«Мы сохраняем лидирующие позиции в отечественной выставочной отрасли и как наиболее востребованная центральная демонстрационная площадка страны, и как выставочный оператор, работающий не только на своей площадке, но и в регионах России и за рубежом», – констатировал он.
Максим Фатеев заметил, что события последних лет внесли существенные корректировки в работу отечественных компаний отрасли. Одним из наиболее заметных трендов последних лет стало замещение ушедших участников конгрессно-выставочных мероприятий, которые представляли западные государства. На смену приходят новые участники из российских регионов и дружественных стран. В течение последних лет удалось переориентироваться на рынки и государства, которые открыты к сотрудничеству.
«Отмечается рост числа участников российских мероприятий из стран СНГ, ЕАЭС, ШОС и БРИКС. Хочу отметить, что компании из государств, отнесенных к недружественным, также участвуют в наших крупнейших проектах», – сказал он.
Также он рекомендовал, чтобы территориальные ТПП увеличили количество региональных коллективных экспозиций с учетом перспектив развития отраслей того или иного субъекта РФ. Для этого разработан инструментарий – «паспорт региона», который позволяет оценить перспективы участия региона в собственных выставках АО «Экспоцентр», в том числе на основе официальных данных Росстата.
«Принимая во внимание, что выставки «Экспоцентра» сегодня – не только площадка для продвижения региональной продукции на новые рынки, но и полноценная кооперационная биржа, предлагаем усилить наше сотрудничество с региональными ТПП и по организации бизнес-миссий на собственные выставки «Экспоцентра». Прошу территориальные ТПП активнее пользоваться возможностями нашего взаимодействия», – сказал Максим Фатеев, добавив, что предложено создать «Клуб регионов «Экспоцентра»» (рабочее название») и на первой встрече обсудить реализацию приоритетных задач по укреплению сотрудничества.
Вторую часть выступления он посвятил инициативам, которые продвигаются профильным Комитетом ТПП РФ.
Так, Комитет по выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности выступил с рядом предложений для включения в план реализации Стратегии развития конгрессно-выставочной деятельности на период до 2030 года, которые направлены на стимулирование спроса участия в мероприятиях на территории страны. Сейчас эти предложения находятся в Минпромторге и готовятся к внесению в Правительство РФ, уточнил Максим Фатеев.
Председатель Белорусской торгово-промышленной палаты Михаил Мятликов поделился особенностями отраслевого законодательства Белоруссии и рассказал об опыте палаты как национального координатора выставочно-ярмарочной деятельности в иностранных государствах.
Заместитель директора Фонда Росконгресс, директор Петербургского международного экономического форума Алексей Вальков рассказал о взаимодействии с системой ТПП в РФ.
«Конгрессно-выставочная индустрия, а также событийный и деловой туризм выступают инструментами отраслевого и территориального развития регионов. С учетом общих целей Национального конгресс-бюро и ТПП РФ по развитию делового климата в регионах, мы видим большой потенциал в развитии взаимодействия Национального конгресс-бюро и региональных ТПП. Будем работать над укреплением этого взаимодействия» – отметил он.
Ректор Международного института менеджмента объединений предпринимателей ТПП РФ Анна Палагина представила итоги реализации образовательных программ для экспертов ТПП. Кроме того, она напомнила, что Стратегией развития отрасли до 2030 года предусмотрено создание центров повышения квалификации для государственных и муниципальных служащих, региональных команд и субъектов предпринимательства в сфере выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности.
О роли региональных ТПП в развитии конгрессно-выставочной деятельности рассказали президент ТПП Ярославской области, президент Ассоциации ТПП ЦФО Наталья Рогоцкая и президент ТПП Курганской области Илья Назаренко.
В ходе заседания также было принято решение о создании Совета ТПП РФ по развитию семейного предпринимательства. Его председателем стал учредитель и генеральный директор ООО «АМА продакшн» (Орловская область) Сергей Башкатов. Он занимается бизнесом с 2013 года, а всего в семейном деле участвует 6 человек из трех поколений.
Также на заседании был утвержден председатель Комитета ТПП РФ по выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности. Им стал врио генерального директора АО «Экспоцентр» Максим Фатеев.
Правление ТПП РФ обсудило и ряд других вопросов в рамках повестки.
Пресс-служба ТПП РФ, Н.Шахвалиев