Как поддержать трудовые династии и не создать конфликт интересов?

5 июля 2024 года в Торгово-промышленной палате Российской Федерации прошел круглый стол на тему  «Поддержка трудовых династий и предотвращение конфликта интересов – как найти баланс?». Организатором мероприятия выступил Совет ТПП РФ по развитию антикоррупционного комплаенса и деловой этики (далее – Совет).

Открывая мероприятие, Елена Дыбова, вице-президент ТПП России, отметила, что «наличие и поддержка трудовых династий – особенность не только советского времени, но и современного российского рынка труда и российской экономики». В России трудовые династии составляют важный ресурс воспроизводства профессиональных групп - согласно подсчетам РАН, на 1 января 2019 г. около 5 млн чел. (то есть 7% от 71 млн чел. трудоспособного населения России) принадлежали к т.н. группе «профессиональных династий» и, безусловно, оказывают серьезное влияние на социально-экономическое развитие российского общества и российский бизнес. По мнению Елены Дыбовой, «для современных компаний наличие трудовых династий – показатель стабильности и высокой социальной ответственности».

Александр Русецкий, председатель Совета, подчеркнул, что династийность является неотъемлемой частью организации труда в различных отраслях профессиональной деятельности в России. При этом, в современном российском обществе наблюдается противоречивое отношение к самим династиям. Хотя российские социологические исследования демонстрируют отсутствие пропорциональной зависимости между коррупцией и наличием родственников или свойственников в трудовом коллективе организаций, семейственность и родственные связи могут повышать риск преследования личных интересов вопреки действительным интересам конкретного предприятия.

Виталий Белинский, референт Управления Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы, кадров и противодействия коррупции, отметил, что преемственность в предпринимательской деятельности является одним из факторов стабильности и способствует экономическому росту, поэтому государство, в принципе, заинтересовано в максимальной поддержке профессиональных династий (инженерных, рабочих, научных, юридических, медицинских и т.д.). Когда же возникновение и существование на базе профессиональной династии взаимосвязанных семейных и других личных интересов вступает в конфликт с государственным, публичным интересом, запускаются механизмы эффективного правового регулирования, обеспечивающие противодействие семейственности и клановости как форме коррупции и конфликта интересов. 

Для дальнейшего обсуждения в рамках круглого стола независимый эксперт Любовь Самохина, член Совета ТПП России по развитию антикоррупционного комплаенса и деловой этики, обозначила первый ключевой вопрос: трудовые династии в коммерческих и государственных предприятиях – социологические, политические и законодательные подходы.

По ее мнению, а также с точки зрения принявших участие в дискуссии экспертов – Артура Голубцова, начальника отдела политики в сфере противодействия коррупции на государственной службе и в организациях Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации; Ильи Шенгелия, адвоката, советника направления комплаенс VEGAS LEX; Юрия Трунцевского, заведующего отделом методологии противодействия коррупции Института законодательства и сравнительного правоведения, профессиональная династия воспроизводит способствующую ее эффективному существованию социальную инфраструктуру: профессиональный круг общения с последователями и единомышленниками; налаженные связи в узкопрофессиональной среде, а также контакты, способные обеспечить протекцию, покровительство, удачный профессиональный старт, продвижение по служебной лестнице и получение выгодных предложений на рынке труда.

По этой причине профессиональный коллектив государственных организаций и структур, крупных корпораций и т.д. не может состоять только из кровных родственников и свойственников, поскольку их сотрудничество может спровоцировать появление коррупционной составляющей в экономической деятельности коллектива. Обнаружение родственных связей в какой-либо области может приобретать форму спускового механизма обвинений в заведомой коррупции. Вместе с тем при создании имиджа профессионального коллектива обычно активно эксплуатируется положительная коннотация, связанная с образом или идеей семьи в культуре конкретного предприятия.

Далее Тимур Тухватуллин, заместитель начальника Центра компетенций и профилактики коррупции АНО «МДТО», ведущий эксперт Научно-учебного центра противодействия коррупции Института права и национальной безопасности РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, перешел ко второму ключевому вопросу повестки круглого стола: как поймать двух зайцев: поддержать профессиональную династийность и урегулировать конфликт интересов?

Он отметил, что в текущих сложных геополитических реалиях и объективном ограничении рынка труда перед российским бизнесом стоит сложная задача: поддержать трудовые династии, как факторы преемственности и устойчивости бизнеса в плане передачи лучших профессиональных стандартов и навыков, и обеспечить соблюдение законодательных норм в части урегулирования конфликта интересов, ограничения деструктивных проявлений семейственности и клановости в бизнесе.

Его поддержали эксперты и представители бизнеса - Александр Пожарский, заместитель начальника отдела координации, методологического и правового обеспечения Центра по организации противодействия коррупции ОАО «РЖД»; Виктор Спасов, руководитель службы комплаенс ПАО «КАМАЗ», и Сария Войнова, начальник отдела управления персоналом ПАО «КАМАЗ»; Оксана Недолужко, независимый эксперт по управлению рисками, комплаенс и развитию корпоративной культуры; Маргарита Хоменко, управляющий партнер Центра комплаенс-решений Compliance Elements; Андрей Пома, заместитель генерального директора ГУП «Мосгортранс», которые отметили, что, безусловно, как любой социальный процесс, семейная профессиональная преемственность имеет также обратную сторону. Профессиональная династия в современных социально-экономических реалиях может быть связана с коррупционной составляющей, а в связи с этим, с несправедливым, не основанным на принципах профессиональной состязательности, продвижением родственников по служебной лестнице. Хотя российские социологические исследования демонстрируют отсутствие пропорциональной зависимости между коррупцией и наличием родственников или свойственников в трудовом коллективе организаций, семейственные аффилиации могут создавать риск преследования личных интересов вопреки действительным интересам конкретного предприятия.

По этой причине большинство организаций, не относящихся к государственному и частно-государственному секторам, в отношении которых установлены более жесткие законодательные нормы, в том числе в рамках своих комплаенс-программ, разработали внутренние регламенты, указывающие, что профессиональный ячейки/коллективы не могут состоять из кровных родственников и свойственников, т. е. из членов семьи, поскольку их сотрудничество и соподчиненность может спровоцировать появление коррупционной составляющей в хозяйственной деятельности коллектива.

В завершение работы круглого стола участники мероприятия обсудили применимое законодательство (в том числе, положения Трудового кодекса о запрете на дискриминацию) и правоприменительную практику в этой области и их воздействие на факторы формирования и поддержки трудовых династий в интересах бизнеса, экономики и государства, и сформулировали возможные пути корректировки государственной политики, которые будут направлены от ТПП России в профильные федеральные органы исполнительной власти для рассмотрения.

 

Департамент реализации специальных проектов, А. Ермошин