28 ноября Минпромторг России совместно с Ассоциацией малоформатной торговли при участии ООО МСП «ОПОРА РОССИИ» провели ежегодную Всероссийскую конференцию «Малая и средняя торговля в России 2024», которая в текущем году стала одиннадцатой по счету.
В рамках деловой программы конференции состоялось пленарное заседание «Малая и средняя торговля, перспективы и пути развития».
На обсуждение были вынесены следующие вопросы:
- Малая и средняя торговля – необходимость сохранения и развития офлайн формата в торговле.
- Господдержка малых и средних – государственная политика и региональные особенности взаимоотношений с органами власти.
- Мультиформатная торговля.
- Онлайн торговля – специфика роста.
- Последние тренды в госрегулировании розничной торговли.
Модераторами пленарного заседания стали Никита Кузнецов, директор Департамента развития внутренней торговли Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, и Владлен Максимов, президент Ассоциации малоформатной торговли, вице-президент ООО МСП «ОПОРА РОССИИ».
С приветственным словом к участникам обратился Роман Чекушов, статс-секретарь – заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации.
Наталия Полуянова, член Комитета Государственной Думы по малому и среднему предпринимательству, координатор федерального партийного проекта «Женское движение Единой России» остановилась на проблеме подготовки кадров для внедрения новых технологий.
Торгово-промышленная палата России традиционно принимает участие в конференции. Позицию по рассматриваемым вопросам на заседании представила вице-президент ТПП РФ Елена Дыбова.
В своем выступлении она сделала акцент на некоторых ключевых точках, мешающих сбалансированному развитию и добросовестной конкуренции различных форматов торговли.
Упадок уровня образования и квалификации кадров крайне негативно сказывается на бизнесе, в том числе торговом. Появление самозанятых и последствия для теневой занятости и конкуренции; проблемы, связанные с онлайн-торговлей и маркетплейсами, включая упаковку и логистику. Важность снижения административных требований и борьбы с контрафактом необходимость создания сбалансированных условий для торговли и поддержки малого бизнеса.
«Мы находимся на пороге серьезных изменений в экономике, и для успешного преодоления текущих вызовов необходимо сотрудничество всех участников рынка, открытый диалог и готовность к изменениям. Мы не можем продолжать полагаться на устаревшие модели. Необходимо адаптироваться к новым условиям и потребностям рынка. Это предполагает принятие смелых решений и готовность к изменениям. Поэтому для устойчивого развития необходимо выстраивать разумный баланс между различными форматами торговли», - подытожила выступление вице-президент.
Активное участие в дискуссии конференции принял Тимофей Нижегородцев, заместитель руководителя ФАС России.
С презентацией о ключевых трендах в торговле товарами повседневного спроса выступил Константин Локтев, исполнительный директор NielsenIQ Россия.
Продолжилась деловая программа конференции параллельными дискуссиями на темы маркетплейсов и построения равноправных отношений с партнерами, приоритета российской полки, тенденциям развития розничной торговли в 2025 году. Отдельная площадка посвящена вопросам привлечения мигрантов в сферу торговли.
Департамент развития предпринимательства, К. Каменева