ТПП РФ для регионов России
Сергей Селиванов
директор Департамента выставочной, ярмарочной и конгрессной деятельности


Уже на протяжении одиннадцати лет в практике работы Торгово-промышленной палаты Российской Федерации существует такая форма конгрессной деятельности, как проведение презентаций экономического, промышленного, инвестиционного и туристического потенциала регионов России.

В феврале 2009 года проведение первого мероприятия подобного характера для ТПП РФ было новаторством. Во взаимодействии с Правительством Республики Алтай велась планомерная работа по подготовке мероприятия с акцентом на развитие особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Алтайская Долина».

Стоит отметить, что мероприятие прошло на достойном уровне и вызвало живой интерес среди представителей делового сообщества, дипломатических миссий и средств массовой информации. Так был дан старт проекту «ТПП РФ для регионов России». Эксперты системы Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по достоинству оценили возможность создания благоприятных условий для непринужденного делового общения, поиска партнеров, установления личных контактов с первыми лицами региона, принимающими решения, стимулирования торговых и кооперационных связей, в том числе, в долгосрочном плане.

Формат презентации позволяет в полной мере рассказать о региональных проектах, отраслях, привлекательных для инвестиций, особых экономических зонах и их преференциях. В рамках презентации можно организовать прямые переговоры участников рынка, инвесторов, юристов и других специалистов.

Одним из преимуществ проведения презентации является факт присутствия первого лица субъекта РФ и президента Торгово-промышленной палаты РФ, что позволяет представителям бизнеса и средств массовой информации задать интересующие их вопросы напрямую. Программы презентаций предусматривают выступления как первых лиц регионов, так и министров экономического блока, руководителей ведущих предприятий, а также перспективных для развития и сотрудничества компаний. Эти доклады дополняются презентационными материалами, что дает возможность участникам не только услышать о перспективных проектах, но и визуально ознакомиться с ними. Событие предусматривает организацию выставки, на которой могут быть представлены продукты питания, местные сувениры, потребительские товары, а также макеты или выставочные образцы промышленных изделий.

Так, например, в 2015 году прошла презентация Удмуртской Республики, на которой в рамках выставки были продемонстрированы три марки автомобилей, производимых в Ижевске; среди них только вставшая тогда на конвейер LADA Vesta. А в рамках презентации Хабаровского края в 2017 году представили программу «Дальневосточный гектар» и макеты самолетов компания «Сухой», выпускаемые в Комсомольске-на-Амуре.

Промышленный потенциал, который регионы показывают на площадке ТПП РФ, разнообразен. Это нефтегазовый сектор, агропромышленный комплекс и производство высокотехнологичной продукции. Однако не стоит забывать и о туристической привлекательности регионов России. Каждый субъект Российской Федерации имеет свои неповторимые особенности, что в свою очередь влияет на развитие внутреннего туризма в стране. Так, в рамках презентации Псковской области в мае 2019 года правительство региона рассказало о реализации туристско-рекреационного кластера «Псковский», значительно изменившего туристический потенциал области.

Надо сказать, что за прошедшие годы на площадке ТПП РФ было проведено 47 презентаций регионов, на каждой из них присутствовали 200-300 человек. В целом, по данным регистрации, в событиях приняли участие более 15 тысяч человек. Такие представительные мероприятия, организуемые на площадке ТПП РФ, стали традиционными, так как являются действенным инструментом повышения инвестиционной привлекательности регионов России, механизмом продвижения отечественных товаров и услуг на внутренний и внешние рынки.

Программы презентаций включают как новые проекты, требующие стратегических инвесторов, так и незавершённые или действующие проекты с целью привлечения партнёров для реализации производимой продукции. Всего за указанный срок на площадке ТПП РФ было представлено свыше 200 различных проектов.

Повышение эффективности проводимых мероприятий связано с исполнением торгово-промышленными палатами функции поиска, первичной оценки и отбора инвестиционных проектов, организацией совместной работы региональных администраций, ТПП РФ, торгово-промышленных палат по созданию надежной системы качественной подготовки информации об инвестиционных проектах, мониторинга реализации инвестиционных проектов, сопровождения инвестиций в регионы.

Наряду с традиционным конгрессным мероприятием в формате пленарного заседания по желанию региональных властей проводятся отдельные тематические круглые столы для более детального обсуждения задач, поставленных правительством субъекта. Кроме того, ТПП РФ организует В2В-встречи. Например, в рамках презентации Нижегородской области, прошедшей в марте 2019 года, состоялись переговоры представителей нижегородского бизнеса с такими компаниями, как МТС, «Газпромбанк», «Внешэкономбанк», «Росатом», Х5 Retail Group, «Дикси», «Россети», «Татнефть», «Транснефть», «Ростелеком», а также с МЧС России.

Опыт проведения презентаций субъектов Российской Федерации на площадке ТПП РФ подтвердил, что такие мероприятия предоставляют регионам хорошую возможность установить полезные контакты с отечественными и иностранными инвесторами, потенциальными деловыми партнерами, а им, в свою очередь, познакомиться с экономическим потенциалом и инвестиционными предложениями, начать прямой диалог с руководством региональных органов исполнительной власти и предприятий - инициаторов проектов.

Сейчас ТПП РФ во взаимодействии с Департаментом национальной политики и межрегиональных связей города Москвы осуществляет работу по позиционированию положительного имиджа субъектов Российской Федерации. Целью является расширение рамок обоюдной работы в различных сферах: торговля, наука, промышленность, культура, предпринимательство и так далее. В рамках проходящих в Москве дней регионов, на площадке Палаты проводятся мероприятия, зачастую это как раз и есть презентации инвестиционной привлекательности территорий, где руководство области, республики или края представляют свои возможности.

Кроме того, перспективным направлением деятельности при подготовке и проведении презентации, по нашему мнению, может стать ориентация студентов профильных вузов Москвы на работу в регионах. Не секрет, что нехватка креативных, молодых, творческих кадров – одна из наиболее острых проблем каждого региона России. Если руководство области покажет и расскажет о перспективах специалиста в своем регионе, это может стать стимулом, который сыграет решающую роль для определения места работы. С этой целью ТПП РФ проводит работу с ведущими столичными вузами и привлекает студентов для участия в мероприятиях.

Несмотря на сложный 2020 год, мы продолжаем практику проведения презентаций в ТПП РФ. Время сейчас непростое, кризисное, но останавливаться нельзя, надо оценивать свои возможности и намечать пути дальнейшего развития. Такой подход особенно важен для регионов, так как именно там кризис сильнее всего ощущается и привлечение туда инвестиций – одна из важнейших задач.

В 2021 году у нас грандиозные планы. В первом полугодии на проведение презентаций на площадке Конгресс-центра ТПП РФ подано пять заявок. В марте мы организовали первое подобное мероприятие после снятия ограничений, с соблюдением всех требований Роспотребнадзора.

Первопроходцем в текущем году выступит Курганская область. Представители региона рассказали о наиболее перспективных инвестиционных площадках и проектах, которые могут заинтересовать владельцев российского и иностранного бизнеса для размещения собственных предприятий на территории Курганской области или участия в проектах государственно-частного партнерства.

Источник:  журнал "CongressTime" №1 (14) 2021