Важность развития несырьевого российского экспорта является одной из приоритетных задач российской экономики. Экономическая ситуация с начала глобальной пандемии формирует перед большинством российских экспортеров и производителей серьезные вызовы по увеличению объема несырьевого неэнергетического экспорта отечественных товаров на зарубежных рынках. Основные контуры развития такого экспорта определены целевыми показателями национального проекта «Международная кооперация и экспорт». Сегодня, при поддержке ряда государственных и общественных институтов, в частности Минпромторга России, РЭЦ, ВЭБ.РФ и ТПП РФ идет формирование «Единой системы продвижения экспорта», предусматривающей объединение инструментов поддержки и продвижения товаров и услуг российских производителей.
Эксперты отмечают, что объем электронной торговли на потребительском и B-to-B рынках растет вопреки последствиям от введенных ограничений во время пандемии. Подобная тенденция может иметь как краткосрочный эффект, так и закрепиться надолго в связи с изменением привычек потребителей. Сегодня маркетплейсы являются драйверами потребительского спроса во многих странах. Они расширяют предложение, формируют новые сегменты товаров, услуг и являются площадками формирования потребительского поведения нового формата. Отмеченные экспертами новые тенденции могут значительно увеличить экспортные возможности российских компаний.
Тем не менее, выход на зарубежный рынок влечет за собой определенные риски: как экономические, так и связанные с законодательством или менталитетом потребителей. В условиях неопределенности и регуляторных ограничений, связанных с пандемией, компании стремятся к минимизации рисков, в связи с этим является актуальным получение как можно более полной и актуальной информации о рынке на этапе планирования и разработки стратегии входа на рынок. В частности, предварительные исследования выбранного зарубежного рынка позволяют выделить наиболее прибыльные сегменты, сократить издержки, а также выбрать наиболее подходящую модель продвижения.
Одной из задач ТПП РФ сегодня, является предоставление экспортерам комплексной информационной поддержки в цифровом формате для снижения основных экспортных рисков. ТПП России в течение значительного времени занимается предоставлением комплексных информационных услуг через собственную цифровую платформу, включающую поддержку на всех этапах планирования экспорта: от выбора экспортного сегмента и продвижения производителя на конкретном зарубежном рынке до проверки надежности контрагента. Цифровизация набирает обороты, думаем этого уже нельзя отрицать. Именно поэтому на платформе «Электронная ТПП» весь спектр услуг можно получить дистанционно, экспертизу проводят опытные специалисты, которым доверяют российские экспортеры.
Считаем, что увеличение объемов онлайн-торговли и экспансия торговых площадок создает для отечественных предпринимателей уникальную возможность развития с помощью новых цифровых технологий, что позволяет стать экспортером отечественной продукции уже сегодня.