25 февраля ТПП России провела стратегическую сессию «Возможности предприятий ОПК при взаимодействии с высокотехнологичными МСП в рамках выполнения задач по диверсификации». Ее проведению предшествовал опрос руководителей крупных предприятий оборонного комплекса страны на предмет проведения диверсификации своего производства. Результаты опроса комментирует Елена Дыбова, вице-президент ТПП РФ.
Президентом страны в 2016 году была поставлена задача по увеличению предприятиями ОПК выпуска высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения. На вопрос о готовности предприятий к проведению диверсификации 45% руководителей предприятий отметили, что находятся в самом начале этого пути; 23% – уже осуществляют полномасштабную диверсификацию; 17% предприятий – полностью подготовлены к началу ее проведения и только 15% пока не планируют выпуск продукции гражданского назначения.
Среди основных трудностей, с которыми столкнулись предприятия ОПК в процессе диверсификации и взаимодействия с субъектами малого и среднего предпринимательства, 60% опрошенных выделили высокие издержки на разработку проектов производства гражданской продукции полного цикла; 53% респондентов отметили отсутствие собственных свободных финансовых ресурсов для реализации проектов диверсификации; 47% обеспокоены отсутствием соответствующих профильных специалистов и 40% опрошенных обеспокоены отсутствием государственной политики в области формирования рынков сбыта.
При взаимодействии с малым бизнесом в рамках диверсификации ОПК 47% предприятий отметили свое недоверие к малым и средним компаниям и разницу в подходах к ведению деятельности.
Одним из инструментов успешного решения задач диверсификации, по нашему мнению, должно стать формирование на предприятиях ОПК отдельных управленческих проектных команд. Необходимость появления такой команды отметили 47%. В состав проектной команды по диверсификации для решения задач по взаимодействию с перспективными высокотехнологичными МСП участники опроса считают необходимым включить ведущего маркетолога – 80% опрошенных, главного конструктора – 67%, директора по диверсификации – 60%, главного технолога – 60% и ведущего менеджера по сбыту – 53%.
В качестве инструментов поддержки со стороны государства для проведения процесса диверсификации предприятия ОПК выделяют: финансовую поддержку – 73%, преференции при госзакупках 67%, налоговые льготы – 60%, помощь в сбыте 60%, маркетинговую поддержку – 53%, переподготовку кадров в рыночных условиях – 47%.
«Задачи по диверсификации предприятий ОПК, поставленные Президентом России, могут быть успешно выполнены только в том случае, если будет проведена серьезная комплексная работа по многим направлениям деятельности предприятий, включая управление персоналом и подготовку кадров с инновационным и рыночным мышлением. Но на это потребуется время, ресурсы и силы, поскольку предприятия ОПК должны будут перестроиться на ведение коммерческой деятельности на существующих высококонкурентных рынках. Быстро адаптироваться поможет кадровая оптимизация, провести которую должна специальная управленческая команда, организованная на каждом предприятии из собственных специалистов предприятия и внешних консультантов-экспертов», – подчеркивает Елена Дыбова.
Источник: https://video.tpprf.ru/novosti/news/6790/