Просвещение под вопросом

В декабре 2020 года Госдумой России принят в первом чтении пакет поправок в закон об образовании – закон о просветительской деятельности. Пакет правок требует, или детальной проработки, или отмены пунктов, касающихся регуляции законной просветительской деятельности, - считает член Совета ТПП РФ по развитию информационных технологий и цифровой экономики Сергей Родионов:

- Один миллион. Именно на столько стало больше безработных в России за 2020 год[1]. Компании в нескольких секторах экономики оказались в кризисном положении: туризм, авиаперелеты, гостиницы, торговля, общественное питание, издательства и другие[2], вынуждая владельцев бизнеса сокращать персонал или закрывать свое предприятие. Многие из тех, кто лишился работы, ищут возможность сменить свою профессию, и, как правило, находят ее в IT-сегменте.

IT-сегмент, несмотря на пандемию, стабильно растет: обладает большей мобильностью, возможностью найти работу в компаниях по всему миру. А главное – имеет более низкий порог входа за счет рынка онлайн-услуг повышения квалификации (просвещения) на выбор – от крупных «онлайн-университетов», например, при МГТУ имени Баумана или Geekbrains при Mail.ru до ИП и самозанятых репетиторов. Преподаватели – вчерашние профессионалы из крупных компаний, передающие практические знания об индустрии. Крупные организации предлагают стажировки, а иногда – трудоустройство. А МСП в этой отрасли – прямые контакты работодателей. Это сам по себе феномен, когда специалисты без педагогического образования обучают востребованным профессиям других людей в короткие сроки: от 1-2 до 18 месяцев.

В декабре прошлого года в Государственной Думе РФ принят в первом чтении пакет поправок в закон об образовании – закон о просветительской деятельности. Кроме прямых запретов на незаконную деятельность, касающуюся распространения экстремистских материалов, а также недостоверных сведений о различных традициях народов устанавливается полномочие Правительства Российской Федерации по определению порядка и условий ведения просветительской деятельности, форм контроля за ней[3] .При этом под просветительскую деятельность попадает распространение знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта и компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов[4]. Фактически, под новое регулирование попадает не только весь сегмент компаний, специализирующийся на онлайн-обучении, и не только компании, которые предоставляют курсы повышения квалификаций и сертификации знаний (ELTS, CISCO, PMI и много других), но и абсолютно любой текст или аудио/видео материал, размещенный в Интернете. Даже описание характеристик товара в Интернет-магазине вписывается в упомянутую трактовку. В пакете правок отсутствуют какие-либо формулировки, позволяющие более точно определить понятие просветительской деятельности, а также как она должна вестись и как контролироваться государством.

Однако, с большой вероятностью, даже в случае внесения всех уточнений и формулировок, многим «онлайн-университетам», особенно МСП, в соответствии с законом понадобится получить лицензии или иные разрешительные документы. Помимо оплаты лицензий, возможны скрытые налоги в виде отчислений в различные фонды, а также дополнительные проверки от контролирующих органов: образовательные учреждения, особенно негосударственные, имеют набор стандартов и требований (к помещениям и отчетности, например), которые должны соблюдаться под угрозой штрафа.

В этом случае, большая часть МСП, занятая в сегменте онлайн-обучения, уйдет в тень, либо на зарубежные платформы (например, Coursera), конкурируя уже с иностранными онлайн школами: лицензирование, отчетность, проверки смогут потянуть только крупные игроки. При прочих равных, потребитель выберет более бюджетный вариант: вне зоны регуляции себестоимость услуги всегда меньше, что вызовет миграцию потребителей с российских образовательных ресурсов. Блокирование же доступа через Интернет ко всем зарубежным площадкам – технически невыполнимая задача, так как обучение может вестись не только с сайта, но и с приложений и при помощи мессенджеров (Skype / WhatsApp / Telegram и другие).

Ввод правок в закон об образовании, касающийся просветительской деятельности, даже в дополненной редакции может иметь следующие последствия:

  1. Уход МСП, занятого в онлайн-обучении, в тень, либо на зарубежные платформы. Для тех, кто не сможет перевести обучение в онлайн (производство, легкая/тяжелая промышленность) – ликвидация/перепрофилирование бизнеса. За ведение бизнеса без лицензии предусмотрена статья 171 УКРФ.

  2. Укрупнение/монополизация рынка образовательных услуг, как следствие – снижение качества и повышение цен на образовательные услуги.

  3. Как следствие пунктов 1 и 2: миграция части пользователей с российских на зарубежные платформы.

  4. Как итог: снижение роста потребления российских образовательных услуг, меньший темп снижения безработицы. Риск запрета на передачу знаний в целом. 

Множество образовательных платформ и компаний, появившихся за последние годы помогли миллионам людей получить новую профессию без необходимости обучаться в ВУЗах, колледжах и ПТУ. В 2020 году возможность получить новую профессию, особенно в IT, не выходя из дома, оказалась для многих спасительной. Это помогает когда-то безработным трудоустроиться, зарабатывать в новых для себя условиях. Российские компании уже сейчас преподают и на зарубежную аудиторию, экспортируя знания как «высокотехнологичную продукцию».

Безусловно, растущий сегмент онлайн-обучения представляет для государства интерес в части возможной регуляции и контроля. Однако, вводимый пакет правок в закон об образовании, приравнивая образовательную и просветительскую деятельность, может быть необходим только в одном случае: получение документа об образовании государственного образца от регулируемой компании. В других случаях правки приведут к сложной и неоднозначной ситуации, как минимум выдавливая перспективные проекты в образовании, которые помогают сегодня людям перестроится в текущих условиях. Именно поэтому пакет правок требует, или детальной проработки, или отмены пунктов, касающихся регуляции законной просветительской деятельности.



[1] https://www.rbc.ru/economics/19/06/2020/5eecd9db9a7947e77b3bc058

[2] https://мойбизнес.рф/anticrisis/mishustin-utverdil-perechen-naibolee-postradavshikh-ot-pandemii-otrasley-ekonomiki

[3] https://regnum.ru/news/polit/3118661.html

[4] https://sozd.duma.gov.ru/bill/1057895-7

Источник: https://video.tpprf.ru/novosti/news/6681/