Вице-президент ТПП РФ Максим Фатеев: «Электронная коммерция – удел честных предпринимателей»

В ноябре этого года Президент ТПП РФ Сергей Катырин направил в адрес министра промышленности и торговли Дениса Мантурова письмо с предложением ввести административную ответственность за реализацию товаров в социальных сетях при отсутствии регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица. 
В обращении предлагалось распространить действие статьи КоАП РФ «Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)» на граждан, осуществляющих продажу товаров, работ, услуг с использованием социальных сетей».
Согласно ст. 14.1 КоАП, осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица предполагает штраф в размере от 500 рублей до 2 тыс. рублей. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если оно обязательно, грозит штрафом от 2 тыс. до 2,5 тыс. – для граждан, от 4 тыс. до 5 тыс. – для должностных лиц, от 40 тыс. до 50 тыс. рублей – для юридических лиц. При этом вся изготовленная продукция должна быть конфискована.

Данная инициатива вызвала широкое обсуждение в предпринимательских кругах. Подробнее на эту тему мы говорим с вице-президентом Торгово-промышленной палаты РФ Максимом Фатеевым. 


Максим Альбертович, почему крупнейшее предпринимательское объединение России озаботилось вопросами реализации товаров в «сети»?

Реализация товаров в социальных сетях без регистрации предпринимательской деятельности – только часть глобальной проблемы под названием «конкуренты честного бизнеса». По различным оценкам, число «маленьких» интернет-магазинов, осуществляющих торговлю без регистрации предпринимательской деятельности в Рунете, составляет от 50 до 70%. Прибавим к этой цифре продавцов в «Инстаграм», «Вконтакте», «Одноклассниках» и получаем значительное число граждан, которые умышленно нарушают действующее законодательство. Законодательство, с одной стороны, а с другой, и это вызывает особое беспокойство ТПП РФ, – они наносят значительный ущерб добросовестным предпринимателям, которые являются работодателями, налогоплательщиками и каждый день вносят вклад в развитие своего региона, страны. 

Вы считаете, что объемы незаконной торговли в интернете столь значительны, что на них следует обратить внимание государству, контролирующим органам?

Дело не только в объеме, а в гарантиях равенства в правовом государстве. 
Если Вы решили заниматься предпринимательской деятельностью – регистрируйтесь и работайте. Работа без регистрации должна заслуживать порицания соответствующим образом и не только со стороны контролирующих органов. Ведь деятельность псевдо предпринимателей привлекательна для потребителя только одним фактором – более выгодной ценой по отношению к ценам в официальных магазинах. 

Сейчас Вы говорите о том, что должен быть общественный контроль со стороны объединений предпринимателей, общественных организаций? 

Объединения предпринимателей сосредоточены в большей степени на системных вопросах вверенного сектора бизнеса и не всегда готовы реагировать на частные случаи. На наш взгляд ситуацию можно решить системно внутри предпринимательского сообщества. Для этого необходимо консолидировать позицию, принять решение, реализовать его.  

Как Вы это видите?

В ТПП РФ создан Совет по развитию электронной коммерции, возглавляемый Алексеем Федоровым, опытным предпринимателем, понимающим и знающим рынок. Дискуссия по обозначенной теме ведется на площадке Совета, и есть понимание по ее решению. Все прекрасно знают, что для торговли в социальных сетях необходимо зарегистрировать соответствующий аккаунт. Ряд социальных сетей предлагает специальные аккаунты для бизнеса, но говорить о том, что они осуществляют жесткий контроль за владельцами мы не можем. А все на самом деле просто. Если Вы ведете предпринимательскую деятельность в социальных сетях, то должны пройти верификацию по ИНН как индивидуальный предприниматель или юридическое лицо. Иные аккаунты должны блокироваться администрацией социальной сети. 
Представители Совета ведут частные консультации по данным вопросам, и в скором времени мы планируем пригласить представителей социальных сетей на открытый разговор на площадке ТПП РФ. 

На Ваш взгляд социальные сети будут заинтересованы в такой работе? 

Социальные сети тоже являются бизнесом, владельцы этого бизнеса также заинтересованы в честной конкуренции. Уверен, что мы сможем найти решение данного вопроса. Тем более, что существует международная практика, которая также изучается в настоящее время. 

Стоит ли ожидать инициатив о применении мер к самим социальным сетям в случае, если они откажутся от инициатив, направленных на развитие здоровой конкуренции на рынке электронной коммерции? 

Задача бизнес-объединения – это нахождение компромисса между участниками процесса, и ТПП РФ выступает именно за этот путь. Однако мы на стороне честного бизнеса и хотим вести диалог с участием всех заинтересованных сторон, в том числе государственных органов. 
Стоит помнить, что речь идет не только о социальных сетях, но и о ресурсах- конструкторах интернет-магазинов, мессенджерах. С компаниями-владельцами мессенджеров диалог будет сложнее, но главное – начать его. 

А как быть с ресурсами, которые работают в иностранной юрисдикции? 

Хороший вопрос. ТПП РФ имеет широкую сеть международных контактов и пользуется заслуженным уважением у зарубежных партнеров. К обсуждению мы хотим привлечь как российские, так и зарубежные компании. 

И все же, ТПП РФ предлагает усилить ответственность?

Да, если гражданин считает, что нарушение закона – норма, он должен нести ответственность и сумма штрафов должна быть соразмерна извлеченной незаконной прибыли. 

Многие считают, что Ваши инициативы направлены на борьбу с товарами, которые ввозятся на российский рынок физическими лицами под видом товаров для личного использования. Так ли эт

Проблема является многогранной и продажа товаров, ввезенных для личного пользования из-за границы, – одна из таких граней. ТПП РФ неоднократно выступала с позицией о том, что российские и иностранные онлайн-площадки должны находиться в равных условиях на нашем рынке. На этом мы продолжаем настаивать в диалоге с органами власти. Оппонентам стоит напомнить, что многие страны ведут более жесткую политику в отношении защиты интересов собственных предпринимателей из сектора электронной коммерции. Россия в данной ситуации предпринимает сдержанные и продуманные шаги. 

Источник: https://www.gosrf.ru/regionsnews/vicze-prezident-tpp-rf-maksim-fateev-elektronnaya-kommercziya-udel-...