Надо поднимать градус доверия к маркировке

С 1 июля 2020 года стартовала обязательная маркировка лекарственных средств. В этот же день отрасль узнала о подписанном накануне Постановлении Правительства № 955 «Об особенностях ввода в гражданский оборот лекарственных препаратов для медицинского применения».

Несмотря на многочисленные обращения отраслевых объединений к властным структурам, их опасения по поводу проблем с запуском системы и возможной дефектурой лекарств остались без должного внимания и Постановление не сняло все вопросы отрасли, с которыми пытается разобраться эксперт Комитета ТПП РФ по предпринимательству в здравоохранении и медицинской промышленности, член Совета ТПП РФ, генеральный директор Ассоциации Российских фармацевтических производителей Виктор Дмитриев.

Согласно постановлению, межведомственная комиссия из представителей Минздрава, Минпромторга, Федеральной таможенной службы, Росздравнадзора и ЦРПТ будет давать согласие на ввод в гражданский оборот лекарственных препаратов, произведенных с 1 июля по 1 октября 2020 года или ввезенных в Россию в этот же период без нанесения маркировки.

– Почему Постановление вышло без обязательной в этих случаях оценки регулирующего воздействия?

– Почему не было никаких проведено консультаций с отраслью?

– Почему в комиссию не вошли представители бизнеса? 

– Почему утвержден разрешительный, а не уведомительный характер принятия решения?

– Почему до сих пор не утверждены типовые формы договоров на оказание услуг по предоставлению кодов маркировки и устройства регистрации эмиссии субъектам обращения лекарственных средств, соответствующие действующим положениям Постановления Правительства Российской Федерации от 20.03.2020 г. №311?

– Не понятно, по каким критериям будут разрешать или запрещать реализацию немаркированной продукции?

Отрасль опасается, что конкуренция на рынке прекратится: кому-то запретили, а кому-то разрешили. Тем более, что участие представителя ФАС в Межведомственной комиссии не предусмотрено. А о коррупционногенности разрешительной процедуры говорить не приходится.

Для получения разрешения для выпуска продукции без маркировки производителям необходимо предоставить большой пакет документов. В частности, «копии договоров на поставку и установку оборудования для нанесения средств идентификации на каждую из указанных в заявлении производственных площадок, а также разработку или доработку программного обеспечения в целях обеспечения информационного взаимодействия с системой мониторинга на русском языке» – эта информация является конфиденциальной и не может находиться в свободном доступе.

Участники процесса несут финансовые потери из-за эксплуатации недоработанной системы, хронических сбоев и отсутствия оперативной реакции оператора.

У отдельных компаний все проходит безболезненно, но другим приходится останавливать производство и не на час или два, а порой на сутки.  У нас был случай, когда в пятницу оператор обещал дать ответ по техническому сбою в течение суток, а ответ пришел в понедельник. Реальный ответ и устранение неполадки заняли 72 часа. Кто будет компенсировать потери производителям? Мы настаиваем на ответственности оператора в случае подобных сбоев.

Отрасль ждёт ответы на поставленные вопросы. Успешность любого начинания во многом зависит от степени доверия к процессу. Сегодня градус доверия низок. Поднять его и успешно реализовать проект наша общая задача.

Источник: https://www.gosrf.ru/regionsnews/nado-podnimat-gradus-doveriya-k-markirovke/