Тольятти – город индустриальный. Здесь вся жизнь строится вокруг «Автоваза» и предприятий «большой химии». Тем не менее, малый и средний бизнес также присутствует. В условия экономического кризиса, наступившего в результате борьбы с коронавирусной инфекцией, а точнее, введенных для этого ограничений, предприниматели оказались в сложной ситуации. Какие тактики выживания они выбрали, кто им помогал – рассказал «ФедералПресс» Виктор Шамрай, президент торгово-промышленной палаты Тольятти.
«Сам погибай, но товарища выручай»
Виктор Николаевич, социально-экономическое положение Тольятти и до кризиса было сложным. Что сейчас происходит в городе?
– Понятно, что бизнес-среда — она разная. Крупные предприятия, ориентированные на экспорт, относящиеся к «большой химии» чувствуют себя хорошо, они даже заработали. Но большая часть предпринимателей чувствуют себя не слишком хорошо. Состояние не веселое.
Недавно одна тольяттинская предпринимательница выразилась: «Дом в онлайне не построишь». Как вы оцениваете ситуацию в строительной отрасли?
– То, что сейчас происходит – пандемия, ограничительные меры, доллар, нефть – стало триггером для селекции. У кого были проблемы, тот не выжил. Как говорится: «Умерла, так умерла. Проблемы в строительной сфере начались не вчера и не месяц назад, а гораздо раньше. В том числе, с введение эскроу-счетов. У нас и без того к началу 2020 года немногие строительные компании чувствовали себя хорошо, а сейчас таких просто нет.
Малый бизнес. Кто остался на плаву?
– Да, Тольятти, скорее, индустриальный город, но сфера услуг, безусловно, есть. Самочувствие – как у всех. Даже если у нас сто или двести предприятий МСБ, сколько бы их не было, им очень и очень плохо. Нет возможности даже попробовать справиться с возникшими проблемами. Да, в городе действует штаб, на заседании которого рассматриваем отдельные проблемы. Вчера говорили о фитнес-центрах, сегодня – общепит. Понятно, что на уровне города многие проблемы не решить. Но есть какие-то конкретные предложения и проекты по выходу из кризиса, то, что можно сделать. Придерживаемся принципа – «сам погибай, но товарища выручай».
Виктор Николаевич, иногда возникает ощущение, что власть занимается решением рандомных тактических задач. Сегодня спасаем рестораны, завтра – торговые центры. Но нет единого видения, стратегического плана по выходу из кризиса. Так ли это?
– Не соглашусь. Государство делает все возможное на данный момент: выделение системообразующих предприятий, пострадавших отраслей, выдвижение условий для получения мер поддержки – беспроцентное кредитование, отсрочка по налогам.
Но конечно, минусы есть – все это не очень прозрачно и понятно, каким образом предприятия попадают в списки, те или иные. Я могу что-то сделать, как предприниматель, чтобы меня включили? Письмо написать, видео снять как мне плохо? Никто не понимает.
Те меры, которые предлагаются – воспринимаются, как недостаточные. А самое главное – как несправедливые. Это и бесит больше всего. Кроме того, что просто трудно, так и еще и непонятно – на какие изменения ты можешь рассчитывать, а на какие нет.
Три класса бизнеса
В сегодняшней ситуации неопределенности предприниматели задумаются о дисциплине? И о более тщательной работе с документами?
– Мне кажется, что предприниматели в своей массе делятся по отношению к власти на три неравные части. Первая – ориентирована на контакт с государством. Они в курсе всех программ, льгот, проектов и по максимуму используют все предоставляемые возможности. Они понимают и принимают правила игры. Есть другая часть, которая в силу опыта или собственного понимания считает, что у государства возьмешь рубль, а оно возьмет десять. И держаться подальше. Я знаю сотни таких предпринимателей, которых никуда не вытащишь – ни на интервью, ни на заседание, ни в совет. «Мы работаем, нас не трогайте», – их постоянный ответ. И на них эта ситуация тоже сказалась не слишком трагично. Потому что они ни на кого и не рассчитывали, просто получили подтверждение своему убеждения: «А мы знали, что так и будет». И есть предприниматели без определенной стратегии.
Накануне всего этого ужаса государство вроде бы предложило самозанятым зарегистрироваться и платить налоги – 4-6 %. Тысячи, сотни тысяч людей подумали, что да, жалко денег отдавать, но здоровый сон, крепкие нервы того стоят. И пошли регистрироваться. Серая зона стала сужаться.
А теперь эта масса колеблющихся разделится на две части. Первая подумает: «Ага, если государство поддерживает, то можно законтачить и что-то нам достанется». Ну, а большая часть уйдет, по моему мнению, в лагерь «неверующих».
Простой пример, снижение ставки социальных налогов с 40 до 15 %, если зарплата будет превышать МРОТ. Мера абсолютно классная. У нас очень жесткая система налогообложения в части ФОТ. И если всем предпринимателям сказали, что «ребята, вот вам такая схема, снижаем ставку», мы бы из этой серой зоны давно вышли.
Какова роль системы торгово-промышленных палат? Помогли они сориентироваться в этом хаосе?
– Да, мы оказались на переднем крае. Хочу уточнить, почему меры, предпринимаемые государством, воспринимаются неоднозначно. Почему они не попадают, вызывают неоднозначную реакцию у бизнеса, даже если они его вроде бы касаются, и они должны получить меры поддержки.
Мне кажется, что у власти просто нет канала коммуникации с предпринимательством. То есть, как определить, кто работает в белую, кто в серую – через сервисы ФНС они научились. И помощь сверху вниз, с учетом полученной информации они запускают. Но не всегда попадают. Но обратного канала, снизу вверх, никогда не было.
В этой экстремальной ситуации ТПП среагировала оперативно. Мы отказались от всех громоздких систем – почта, звонки. Были созданы чаты руководителей торгово-промышленных палат, региональные палаты организовали чаты с предпринимателями. И все что горит, все предложения немедленно передавались в Москву, в ТПП РФ. Наши коллеги упаковывали их и передавали правительству. Они опережающим образом попадали в ведомства и министерства. По-крайней мере, мы этот канал смогли организовать. Это небольшая заслуга, но наша совесть чиста. Мы доводили все проблемы предпринимателей на самый верх за один-два дня, и теперь никто не может сказать, что бизнес просто капризничает.
Важно и то, что в первые же дни мы начали организовывать прямые линии с профильными министерствами и ведомствами. Понятно, что никто ничего не понимал. И чиновники, и предприниматели оказались в одной лодке – в такой ситуации не был никто. Да, растерялись, но вспомните начало Великой Отечественной войны. Тогда тоже в первые месяцы была растерянность, но мы же победили.
Источник: https://fedpress.ru/article/2508384