Вице=президент ТПП РФ Максим Фатеев
По данным Росстата [i] в первом квартале этого года наблюдается рост производства продукции целого ряда отраслей высокотехнологичного сектора экономики по сравнению с январем-мартом прошлого года.
Наибольший рост в марте показали производство компьютеров и комплектующих для них (прирост за I квартал 2020 года по сравнению с этим же периодом 2019 года – 67,2%), производство фармацевтических субстанций и противомикробных препаратов (прирост 64.1% и 54,2% соответственно), а также изготовление электронного оборудования для медицинских целей (прирост 29,8%). Кроме того, рост показали производство пестицидов и прочих агрохимических продуктов (на 29,8%), выпуск пластмасс в первичных формах (на 20,7%) и производство лакокрасочных материалов на основе полимеров (прирост за I квартал 2020 года по сравнению с январем-мартом 2019 года – 18,4%). Значительно увеличилось производство дезинфекционных средств.
В условиях сложившейся экономической ситуации залогом развития высокотехнологичного бизнеса, устранения проблем, связанных со сбытом научно-технической продукции, является поддержка со стороны государства, нацеленная на адаптацию к новым условиям и цифровизацию бизнеса:
–цифровизацию производств, с целью повышения конкурентного потенциала бизнеса;
–использование такого инструмента как маркетплейс, позволяющего высокотехнологичным предприятиям расширить кооперацию в том числе: поставкам сырья и комплектующих материалов, упаковке, сборке, хранению, логистике, переработке, что позволяет поставлять продукцию более широкому спектру потребителей, том числе и за рубеж. Так марктеплейс eBay обеспечивает безопасность сделок для 35 000 продавцов из России в 30 странах. На площадках ТПП также создаются данные инструменты: электронная площадка Московской ТПП «Бизнес-маркет» – маркетплейс, созданный на основе всемирной экосистемы торгово-промышленных палат, позволяющий обмениваться деловыми предложениями, находить партнеров, клиентов, подрядчиков и инвесторов;
–запуск площадок, для формирования рынка открытых инноваций и промышленной кооперации [ii]. В качестве примера можно привести Российский центр открытых инноваций «Инноскоп» – цифровая многопользовательская площадка, запущенная в Республике Татарстан, позволяющая формировать запрос на технологические решения, коммерциализовать имеющиеся разработки, осуществлять поиск партнеров, а также поиск инжиниринговых услуг и высокотехнологичного оборудования. В Пермском крае запущена платформа, предназначенная для развития промышленных предприятий с использованием таких цифровых технологических решений как создание интерактивного каталога, виртуальные туры по промышленным предприятиям, интернет-ресурсы для размещения производственных заказов и технологических возможностей.
Еще одной задачей для успешной реализации потенциала развития высокотехнологичного бизнеса является укрепление его кооперационных связей, содействие вовлечению высокотехнологичных компаний в производственные цепочки крупных предприятий. И технопарки, представляющие свои площадки для более чем 5 тыс. высокотехнологичных компаний, позволяют это делать. Также технопарки позволяют снизить издержки высокотехнологичных предприятий, размещающихся на их площадках, за счет наличия доступа к инженерной, производственной и технологической инфраструктуре, к услугам в области инжиниринга, бизнес-консалтинга. Содействие развитию данного объекта инновационной инфраструктуры напрямую связано с развитием высокотехнологичных предприятий. В качестве одной из таких мер поддержки можно рассмотреть субсидирование управляющих компаний на компенсацию затрат на предоставление скидок резидентам технопарков в размере по арендным платежам и затрат на коммунальные платежи.
Не менее важную роль в развитии высокотехнологичного бизнеса играют такие элементы производственно-инновационной инфраструктуры как: бизнес-инкубаторы (акселераторы), инжиниринговые центры, центры трансфера технологий, инновационные и промышленные кластеры, центры кластерного развития, data-центры, центры поддержки экспорта и т.д. Почти все эти элементы создаются при участии или на площадках торгово-промышленных палат, обладающих уникальными компетенциями и пониманием потребностей бизнеса. И если рассматривать меры по поддержке высокотехнологичных предприятия, то они должны включать в себя меры по комплексной поддержке инновационной инфраструктуры.
Снижение требований к обеспечению контрактов при осуществлении государственных закупок у субъектов МСП.
Данная мера включена в план первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. Она позволит расширить рынки сбыта товаров, работ и услуг сектора МСП. В то же время необходимо предусмотреть меры по сглаживанию негативных последствий снижения требований (риски неисполнения контрактов).
Немаловажным условием развития высокотехнологичных компаний является поиск альтернативных маркетинговых ниш и возможностей выхода на новые рынки. В этой связи актуальной мерой поддержки является развитие акселерационных программ для выхода на новые рынки, в том числе на рынки СНГ и ЕЭС.
Подобную поддержку высокотехнологичным компаниям оказывает Фонд развития инновационного предпринимательства, получивший в этом году статус «Центр коммерциализации инноваций Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств – участников СНГ на период до 2020/2030 года» и обладающий обширной сетью партнеров в регионах и государствах-участниках СНГ (министерства, корпорации развития, агентства по инновациям, подразделения органов исполнительной власти).
Фонд активно взаимодействует с университетами, научными организациями, центрами коллективного пользования, центрами трансфера технологий, инновационными МСП, крупным бизнесом, органами государственной власти, институтами развития, в том числе с Фондом содействия инновациям, Фондом «Сколково».
В рамках консалтинговой поддержки Фонд консультирует производителей научно-технической продукции в части инжиниринга, технологического аудита, трансфера технологий, возможностей импортозамещения и производственной кооперации, экспортной упаковки проектов, а также проведения презентационных сессий для потенциальных инвесторов.
На решение задач, связанных со сложностями работы по госзаказу, нацелена такая мера как снижение требований к обеспечению контрактов при осуществлении государственных закупок у субъектов МСП [iii], позволяющая расширить рынки сбыта товаров, работ и услуг сектора МСП. Проект федерального закона должен быть принят в июне 2020 года.
Другим важным механизмом финансовой поддержки высокотехнологичного бизнеса может стать субсидирование затрат, обусловленных текущими потребностями при реализации инновационных проектов. Например: субсидирование патентования, оценки прав на результаты интеллектуальной деятельности. При этом данная мера поддержки должна быть доступной, универсальной, быстрой, способствующей развитию трансфера технологий в рамках региональных инновационных систем, а также развитию экспорта научно-технической и инновационной продукции. Небольшие суммы выдаваемых грантов позволят снизить требования к экспертизе и обеспечению контрактов.
________________________________________
[i] Данные Росстата о промышленном производстве в марте и за первый квартал 2020 года
[ii] Национальный доклад «Высокотехнологичный бизнес в регионах России». 2020 / под ред. С.П. Земцова — М.: РАНХиГС, АИРР, 2020. — 100 с
[iii] Данная мера внесена в план первоочередных мероприятий (действий) по обеспечению устойчивого развития экономики в ус ловиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронави-русной инфекции (утв. Правительством РФ 17 марта 2020 г.)