Состоялось заседание Российского совета олимпиад школьников, прошедшее под председательством ректора МГУ им. М.В. Ломоносова Виктора Садовничего, на котором наряду с вопросами сохранения качества и уровня участия этих своеобразных творческих конкурсов для лучших выпускников школ - будущих студентов ведущих российских вузов, обсуждались меры поддержки талантливой молодежи.
О том, в чем сегодня предпринимательское сообщество видит проблемы профессиональной ориентации выпускников и популяризации предпринимательства как будущего карьерного выбора, рассказал вице-президент ТПП РФ, к.э.н., заведующий кафедрой РГЭУ им. Г.В. Плеханова Максим Фатеев.
- Четвертая технологическая революция, новые социальные и технологические тренды, стремительное изменение рынка труда и требований к современному успешному, деятельному человеку остро формулируют вопрос каким должно быть эффективное образование в современном мире? Но рассматривать и решать его в отрыве от проблем глобального экономического кризиса бесперспективно.
В условиях кризиса бизнес, особенно некоторые его отрасли и сектор малого и среднего предпринимательства, оказался в зоне повышенных рисков и испытывает серьезные трудности. А бизнес – крупнейший работодатель и заказчик сферы образования.
С одной стороны, ситуация в экономике не добавляет привлекательности профессии предпринимателя. А с другой – повышает степень ответственности молодого человека – выпускника школы за свой жизненный выбор.
Внешние атрибуты жизни предпринимателя – финансовый успех и независимость, свободный график и многое другое, что зачастую находится на поверхности, должно быть подвержено ревизии. И на первый план выходит трезвая оценка того, что действительно стоит за бизнес-процессами: анализ рисков, финансовая и юридическая грамотность, умение работать в команде и мотивировать людей, личная высокая ответственность и многое другое.
Поэтому, на наш взгляд, целый ряд новых подходов психолого-педагогической поддержки и инициатив Российского Союза ректоров заслуживают внимания и скорейшей реализации: таких, например, как создание студенческого центра карьерного роста, в работу которого мы готовы включиться.
В прошлом году мы силами нашего корпоративного университета – Международного института менеджмента объединений предпринимателей ТПП РФ (МИМОП) совместно с Исследовательским центром НАФИ – Национальной ассоциацией финансовых исследований - проводили ряд исследований, посвященных анализу дисбаланса между системой профессионального образования и актуальным запросом рынка труда, которые подтвердили основные гипотезы о стремительно меняющемся рынке востребованных профессий и все более возрастающем неудовлетворенном запросе бизнеса на подготовку специалистов, которые в состоянии с первых дней включиться в решение практических предпринимательских задач.
Поэтому считаем крайне полезным и организацию экспертных площадок, в том числе с участием предпринимательского сообщества. Наш профильный Комитет ТПП РФ по содействию профессиональному и бизнес-образованию отчасти является такой экспертной площадкой, но считаю, что круг вопросов, которые рассматриваются Комитетом, может быть расширен – за счет более тесного сотрудничества с Союзом ректоров и работы с талантливой молодежью.
Безусловно, как никогда актуальна поддержка наставников талантливой молодежи. Предприниматели активно выступают в этой роли. Можно привести многочисленные примеры эффективных тандемов наставников из числа владельцев и топ-менеджеров успешных бизнесов и начинающих, в основном молодых стартапов. Такие «пары» - участники регулярно проводимых нами в партнерстве с Институтом наставничества и МИМОП Днями наставничества. Также предприниматели, входящие в систему торгово-промышленных палат – это самые востребованные спикеры на площадках форумов к Дню предпринимателя и многих других. И мы готовы сегодня оперативно разработать и предложить коллегам учебные программы повышения квалификации наставников, в том числе онлайн.
Весной 2020 года мы живем и переносим всю нашу деятельность в цифровую среду. Глобальный карантин принес и неожиданные преимущества: растущий интерес к наставничеству, обучению, сетевому взаимодействию и встречам онлайн. Сейчас есть великолепная возможность общаться со специалистами из разных стран, и здесь возможности ТПП с ее сетью представительств и партнерских контактов с мировой системой торгово-промышленных палат также уникальны.
Каким должно быть эффективное образование в современном мире
Критерий эффективности современного образования – это его «умение» подготовить успешного специалиста и человека, готового жить и работать в усложняющемся и постоянно меняющемся мире.
И совершенно очевидно, что успешным будет тот, кто будет учиться всю жизнь. Но учиться осмысленно – то есть формировать, причем оперативно, собственную образовательную траекторию, задать вектор обучению и переобучению своей команде, выработать систему эффективного образовательного процесса для своих детей, в том числе как для возможных продолжателей семейного бизнеса.
Как должна выглядеть образовательная система, позволяющая заложить основы максимальной эффективности во взрослой жизни, социальных отношениях и в том числе на новых рынках труда, о которых мы еще не имеем точного представления?
По некоторым прогнозам, в течение следующих 10 лет в мире исчезнет порядка 70 профессий. Не успели мы - работодатели адаптироваться к поколению «Y» и «Z» у которых, например, в системе ценностей совсем нет понятия приверженности/преданности компании, коллективу , как эксперты заговорили об особенностях следующего поколения «Альфа» - тех юношей и девушек, кто родились после 2010 года.
Их черты: персонализация и индивидуальный подход, личный аккаунт в соцсетях, ведут свои блоги делятся со всем миром тем, что с ними происходит каждый день и не разделяют реальный мир и виртуальный. Они создают совершенно другой контент - стримы, розыгрыши, мультяшные ролики, собирающие миллиарды просмотров и создающие принципиально новые бизнесы. И эти бизнесы основаны на интернет-технологиях, инновациях и в том числе на скорости. Современный «потребитель» услуги тратит, по некоторым оценкам, не более 1 секунды на то, чтобы решить: интересен ему предлагаемый контент, или нет.
В таких условиях тратить 5 лет на получение высшего образования многим будет казаться странным. Ценность диплома, как подтверждения некоей квалификации, утрачивается. Некоторые эксперты считают, что до 40 % людей в самом ближайшем будущем не будут иметь высшего образования.
Поэтому система базового фундаментального образования должна быть готова к тому, чтобы гарантировать «на выходе» устойчивого, адаптивного, эффективного молодого человека, способного занять высокие, передовые позиции в экономике и обществе будущего, выдерживающего конкуренцию с современными цифровыми технологиями, искусственным интеллектом и талантливыми сверстниками, выпускниками конкурирующих образовательных систем передовых экономик мира.
И в ней должно присутствовать формирование индивидуальных образовательных траекторий для талантливой молодежи и для тех, кто завтра займет лидерские позиции в решении сложнейших социально-экономических проблем – это еще один запрос времени.
Наша команда занимается поиском ответов на эти вопросы, внедрением и формированием образовательных процессов, методик, позволяющих открывать перспективу в решении столь сложных вызовов и задач в системе дополнительного профессионального образования, а также при подготовке управленцев высшего управленческого звена для корпоративного сегмента, органов власти регионального и федерального уровней.
Один из успешных примеров – реализованный недавно образовательный проект Лидеры торгово-промышленных палат, через который прошло почти 500 участников и который содержал образовательный модуль по современному системному и проектному менеджменты, и саму проектную работу, 36 из представленных проектов были применены в системе ТПП.
Мы только что провели заседание Попечительского совета МИМОП, на котором не только были подведены итоги работы за 2019 год, но и отдельно были рассмотрены вопросы онлайн образования и того, что система ТПП в кризисном формате дистанционной работы и режима самоизоляции предлагает в сфере бизнес и дополнительного профессионального образования.
Ситуация самоизоляции обострила важность услуг Палаты, которые связаны с компетенциями и профессионализмом. В новую реальность в онлайне, важной ее частью стало образование.
И большинство наших программ доступно бизнесу и другим партнерам именно в онлайне. Это и такие традиционно сильные стороны из образовательных компетенций нашего бизнес-образования, как экспертиза по различным направлениям, государственные и муниципальные закупки, медиация, кадровый и в целом HR-менеджмент, финансовая грамотность, деловые коммуникации и выставочный менеджмент (последние две программы вошли в Перечень рекомендованных программ Минэкономразвития).
Так и новые направления, под которые были оперативно предложены новые образовательные модули. Отмечу два из них: информационный, а также PR-менеджмент и цифровая грамотность.
В условиях кризиса любой этиологии коммуникации обретают особое значение. Поэтому для тех, кто профессионально отвечает за взаимодействие со СМИ и общественными объединениями, так важно перенимать лучший опыт практиков, которым доводилось работать именно в кризисных ситуациях. Это позволяет оперативно и адекватно реагировать на вызовы, которые предъявляет период турбулентности. Важно также понимать, как работать с информацией в условиях массовой паники и дезинформации, ведь информация зачастую влияет на принятие решений, как находить достоверные источники информации и разоблачать фейки. Особое значение также обретает репутация лидера и организации, которую можно как сформировать, так и испортить благодаря позиционированию в СМИ и соцсетях. Сверхвостребованным навыком стремительно стала цифровая грамотность и информационная безопасность, начиная с умения работать на базовых онлайн-площадках и заканчивая защитой данных.
Весь этот актуальный образовательный контент ТПП РФ - сегодня в распоряжении бизнеса.